Мы в соцсетях
INFORM.ZP.UA – это информационный портал и сайт новостей города Запорожья. Каждый день мы рассказываем главные и свежие новости политики, экономики, культуры, криминал, происшествия, спорта Запорожья и Украины. Фото и видео репортажи за сегодня. Онлайн актуальные и последние новости Запорожья и Запорожской области за день. Информация и персоны Запорожья. INFORM.ZP.UA публикует статьи запорожских журналистов, расследования и честную аналитику. Мы очень ценим наших читателей и отбираем и размещаем для них самую важную информацию о событиях города Запорожья и области.
----:--
Мы в соцсетях
Головна » Политика » Чи є майбутнє у децентралізації: дискусія запорізьких кандидатів в нардепи

Чи є майбутнє у децентралізації: дискусія запорізьких кандидатів в нардепи

Чи є майбутнє у децентралізації: дискусія запорізьких кандидатів в нардепи

Децентралізація – напевно найуспішніша реформа в Україні. Свідчення тому – збільшення місцевих бюджетів та помітний розвиток громад. Запоріжжя в лідерах по об’єднанню ОТГ, але це тільки початок масштабної передачі влади на місця. Що далі?

Дискусія з цього питання відбулася в запорізькій студії радіо «Максимум» (101,8FM) серед кандидатів в народні депутати, що балотуються до Верховної Ради.

Які недоліки Ви бачите в реформі децентралізації?

Євгеній Шевченко – представляє політичну партію «Слуга народу», кандидат в народні депутати, 76 округ.

О недостатках. Я, наверное, больше всех критикую эту реформу. Да, есть какие-то позитивные изменения, но есть вещи, которые просто на грани абсурда. Например, в Запорожском районе райбольница разделена на 3 ОТГ, если не ошибаюсь. И в этой больнице уже 3 главврача, потому что финансирование разделено на разные ОТГ. Поэтому непонятно, для чего разделили районы на части, можно было просто передать полномочия в рамках одного района, это было бы действительно укрупнение. Я считаю, что это ошибка: на самом деле это не укрупнение, а уменьшение территорий. Моя позиция: людям нужно давать полномочия, чтобы у них была определённая возможность влиять на политику. Например, политика в культурно-образовательной сфере, чтобы людей не заставляли говорить на языке, который они не знают и не хотят учить, чтоб каждый регион сам определял культурные программы. Чтобы у людей была возможность влиять на экономику, в первую очередь с акцизными сборами. Если какая-то территория хочет у себя добывать нефть, или руду, или строить завод, или вообще парк сделать экологический, чтоб там ничего не было, это право должно быть у громады. Громада должна определять ставки, сколько платит тот или иной субъект, который производит ту или иную деятельность на территории. Тогда не будет сопротивления, территории действительно станут богатыми и им захочется жить в Украине, они почувствуют, что они дома, а не на чужбине какой-то. Это моё мнение.

Павло Матвієнко – кандидат в народні депутати від «Опозиційної платформи – За життя», 74 округ

У любой реформы есть как плюсы, так и минусы. Я считаю, что плюсов было больше. Один главный минус – совершенно нет системности этой реформы. Она, во-первых, не проведена повсеместно. Во-вторых, она не закончена с точки зрения передачи финансовых ресурсов, полномочий громадам и несоразмерности передачи им финансовых средств и тех обязанностей, которые на них возложены. Это фактически ведёт к тому, что передав дополнительные финансовые средства, на них возложили ещё большие финансовые обязательства. Фактически сделали так, что теперь сами громады должны заниматься своим «обрезанием» в смысле образования, культуры. Самый большой недостаток реформы – это реформа здравоохранения, потому что она проводится «по-кабинетному», не соразмеряя с теми задачами, которые есть у населения.

Есть такое понятие, как «госпитальные округи», которые нужно было вырисовать в рамках децентрализации. А у нас всё по клаптикам, по различным островам растянули, и нет «сшивания». Объясню. Реформа децентрализации Польши проводилось разово в определённые строки, системно и единообразно по всей стране. И это дало свои результаты. А у нас всё «как рак, лебедь и щука». Удача этой реформы в том, что появились в некоторых  ОТГ люди, которые взяли на себя ответственность и тянут этот груз. Если бы не эти люди, то было бы ещё хуже.

Є.Шевченко: Как раз я это и говорю: несистемность, потому что хотели дать полномочия, дать деньги, а зачем было делить территории на части, раздробленность делать. Поэтому проблема лягла на медицину, образование и ещё дальше будет идти, на правоохранительные органы, сейчас непонятно, где какой участковый, кто за что отвечает. Сама идея децентрализации хорошая, она нужна людям. Вопросы по налогам на землю, почему должны устанавливать налоги на землю кто-то извне, дяди из Киева, люди должны сами определять на своей территории. У нас разные ОТГ, разные сёла, мы молчим про город, где тоже децентрализация должны была быть, но её как таковой нет.

Поэтому здесь ни плюсов, ни минусов нет. Я категорически против уменьшения, раздробления. Я за то, чтобы вернуть районы, чтобы ОТГ были в рамках тех районов, в которых были. Это будет гармонично, органично. Люди привыкли к этому, не нужно будет ездить кому-то далеко в районы, не будет сокращения школ. На образование это повлияло очень сильно, многие школы закрываются. Должна быть взвешенная разумная политика, разумный подход.  Люди должны понимать на местах, что делать. А пришли люди на волне Майдана, что-то сделали под крики «Ура!», в итоге теперь будем 5 лет выгребать в будущем.

Сергій Бурма – кандидат в народні депутати від партії «Батьківщина», 82-й округ

Я хотел бы для всех систематизировать, что такое реформа децентрализации. Прежде всего, это передача полномочий на нижний уровень. Децентрализация на самом деле предполагает как финансовую децентрализацию, так и децентрализацию секторальных реформ, как мы их называем. Это медицинская децентрализация, децентрализация в образовании. На это всё ещё наложилась реформа административно-территориального устройства, мы начали создавать громады. И вот эта вся каша привела к тому, что люди многие, даже не понимая, что происходит, действовали интуитивно, отсутствовало законодательство, многие вопросы решались в ручном режиме, особенно в первые годы. Если взять отдельно финансовую децентрализацию, от того, что с одного кармана переложили в другой, больше денег не стало. Они взяли 60% ПДФО забрали с уровня района и отдали в громаду. От этого денег больше не стало.

Единственная сладкая конфетка, которая была для сельских советов, это возможность получать акциз от продажи нефтепродуктов. То есть, те сельсоветы, у которых на территории были заправки, они чувствовали себя эти 4 года просто шикарно. Но опять-таки, эту конфетку у них скоро заберут. Есть информация, что с 2020-го года этот акциз отменят и вернут на уровень государства.

Я из Запорожского района зам. председателя совета. У нас ЦРБ всё-таки одна и там один главный врач. Но сегодня на эту ЦРБ смотрят все громады и каждый думает: «Дайте нам её». Так не должно быть. Финансирование сложное. Мы получаем медицинскую субвенцию из госбюджета на оплату труда. Кроме того получаем, так называемую, дополнительную дотацию на оплату коммунальных услуг, но этой дополнительной дотации не хватает. Кроме того, мы получаем субвенции с каждой громады транзитом тоже на содержание этой больницы. Приведу цифры. В год содержание ЦРБ обходится в 56-58 млн. грн. Все виды субвенций, дотаций – это примерно 32-34 млн. грн. Поэтому ещё примерно 12 млн. грн. приходится на бюджет района, это всякие программы, возможные улучшения. Да, проблема есть. Кроме того, если мы возьмём ещё и реформу в образовании, то в сёлах это приводит к тому, что опять-таки закрываются малонаполненные школы, дети вынуждены ехать в другое село. Но при этом в той опорной школе не созданы нормальные условия. Создайте условия, чтобы этот 9-классник или 11-классник выйдя, конкурентно чувствовал себя на рынке поступления в ВУЗ. Ничего не создано.

Аскад Ашурбеков – довірена особа Олега Калімана, кандидата в народні депутати, 81-й округ

Мені відверто сумно, що більшість кандидатів в депутати не розбираються ні в реформі децентралізації, і в цілому не розуміють сутність справ, які сьогодні проходять. По ключовим тезам: місцеві бюджети зараз вже встановлюють вилку податків і мають право встановлювати ті податки, які є (на землю, в тому числі), тобто це вже працює. Питання освіти – саме завдяки реформі громада може вирішувати, що робити з тією або іншою школою, на відміну від ситуації на тих територіях, які не об’єднані, де ці питання вирішують райадміністрація та райрада. І зараз громада, коли отримує ту чи іншу школу, розуміє, чи видатки на цих 10 учнів та 20 вчителів потягне місцевий бюджет, чи достатній буде рівень цієї освіти. Мабуть мої колеги, кандидати в депутати не знають, що у нас є райони Розівський, Новомиколаївський, де 15-17% дітей за цьогорічними даними не здають навіть бар’єр ЗНО, вони вчаться в цих школах по 15 учнів.

Децентралізація дає можливість сільському голові зрозуміти, що нам потрібно підсилювати якість знань. Якщо ставимо в кут якість знань, то отримуємо якраз ту відповідальність і ефект від децентралізації. А проблема насамперед в політичному плані, тому що у Верховної Ради цього скликання не вистачило політичної волі аби довести реформу до кінця. Як я бачу, з розуміння майбутнього скликання, окрім мого кандидата, цієї волі далі не буде. Будемо мати далі ситуацію, коли 60% територій об’єднано, вони мають іншу податкову та нормативну бази. 40% необ’єднаної території, і ми будемо на перепутті.

При цьому із реальних проблем те, що зараз райдержадміністрації дублюють функції громад. Фактично з одного боку місцеві бюджети фінансують спеціалістів в освіті, культурі, спорті. З іншого боку є райадміністрації, де штат колосальний і фінансується те ж саме. Тобто двічі платники податків витрачають кошти аби отримувати ці функції. Причому там більше політичних питань, коли райадміністрація тисне на місцеві бюджети. Тому я закликаю колег і буду наполягати своєму кандидату, що ми зараз повинні в політичному плані реформу все ж таки дотиснути, але раціонально з розумінням.

Є.Шевченко: Уважаемые слушатели, Вы же видите, пришли молодые люди, всё знают, владеют цифрами, но виноват кто-то, не они. Давайте эту старую власть перезагрузим. Потому что они все умно рассказывают, говорят всё красиво, но только воз и ныне там, ничего не меняется и ничего не поменяется.

Що будете пропонувати у Верховній Раді щодо реформи децентралізації?

П.Матвієнко: Ничего у нас не получится, пока мы не доведём административно-территориальную реформу и не уберём райадминистрации, не уберём двойственность власти на местах. Поэтому мы идём именно с этим лозунгом. Нам необходимо, чтобы мы повсеместно ввели единообразие в управлении городами и сельскими территориями. Так же, как мэра избирают горожане вместе с депутатским корпусом и формируют исполнительную власть, так же и территории области, района, ОТГ должны иметь эту правильную структуру. Потому что у нас местная власть стоит на растяжке, а там ещё растяжка будет согласно Конституции между Президентом и Кабмином.

Мы хотим закончить реформу децентрализации. Ещё с 2004 г, когда принята политическая реформа, и введён переход к парламентско-президентской республике, там была вторая часть этой реформы, которая так и не принята до сих пор – реформа местного самоуправления. Реформа, согласно которой необходимо всю полноту власти передать выборным людям повсеместно как на территории города, так и на территории области и района. И губернаторов должен назначать ни Президент, ни Кабмин, а его должны избирать люди. И вот как только мы завершим этот процесс и сформируем исполкомы, когда будут люди подчинённые иметь политическую ответственность, мы получим результат. Это самое главное, а всё остальное это уже детали, шероховатости, которые будем исправлять. И это главный тезис, с которым мы идём на выборы.

Є.Шевченко: По реформе тоже считаю, что её нужно закончить, не должно быть дуализма власти, должны местные громады избирать себе исполнительную власть. Единственное, что хочу добавить, я на этом акцентирую внимание: не власть им передавать, а полномочия, а ещё лучше, чтобы эти полномочия были конституционными. Ещё раз повторюсь – акцизы, сборы, налоги, аренда, земля, экономическая, культурно-общественная и образовательная политика. Это моё личное мнение. Добавилю, все говорят красиво, цифрами владеют, но в итоге люди не видят результат, а нам нужен результат.

Мы за то, чтобы люди почувствовали, что новая власть заботится о них. И не в угоду Гройсману. Мы должны помнить о людях, на встречах люди жалуются на всё. И зачастую все вопросы, которые избиратели задают, они касаются полномочий местных советов, и мы сейчас видим, на примерах, что местные советы не работают, особенно в городе. Центр закатали в асфальт, всё хорошо, а на окраине? В Хортицком районе ужас, люди кричат: «Спасите, мы задыхаемся, нас за людей не считают, к нам никто не ходит». Местная власть не решает их проблемы и к ним не ходит, боится. На встречи ходят в закрытые административные помещения, собственные заводы и т.д. Так дальше нельзя. Поэтому давайте говорить уже об эффекте, а не об умных словах и цифрах.

А.Ашурбеков: Ми будемо йти з пропозиціями завершення першого рівня. Це єдиний розумний шлях, на півшляху реформу залишати не можемо. Є недоліки, вони є об’єктивними по розподілу влади, їх потрібно завершувати. Це реально збільшить якість послуг на місцевому рівні. Думаю, що непотрібно новим депутатам зараз повторювати помилки старих депутатів. Кажу відверто: це скликання Верховної Ради мало голосувати за реформу децентралізації. Але вони цього не роблять чому? Тому що вони не хочуть, щоб ми\Ви мали цю історію успіху. Якщо ми зараз теж не будемо голосувати за якісні законопроекти, тому що це реформа Порошенко або Гройсмана, то чим ми будемо відрізнятися від них. Ми повинні чітко раціонально взяти всі цифри, десь підправити, змінити і працювати далі. Думаю, що саме це зможе нас взагалі консолідувати в новому скликанні Ради.

С.Бурма: Первое, мы хотим разделить полномочия разных уровней, о чём говорили мои коллеги. Уровень – местный совет, уровень – район, уровень – область. Причём уровень района – это обязательно медицина и образование. То, что отдали на место, считаю, что это неправильно. Следующее – мы выступаем за значительную корректировку медицинской реформы. Потому что то, что сейчас происходит со вторым и третьим уровнем – это просто геноцид, по-другому не назовёшь. Сегодня все медсёстры бегут в первый уровень, потому что первый завершили в центре ПМСД, там зарплата, а больницы оголяются. Сегодня нет никакой поддержки для этих больниц. Необходимо корректировать и образование.

Журналіст: Всі Ви, потрапивши до Верховної Ради, підтримуватиме децентралізацію, внесете певні корективи, закінчите реформу місцевого самоврядування і можна крокувати далі. Пропоную Вам поставити перехресні питання.

А.Ашурбеков: До кандидата від «Слуги народу». Чи будете Ви об’єднуватися в парламенті, є вірогідність, що Вас буде більшість? Я представляю кандидата від «Аграрної партії». У нас ключове питання, яке будемо відстоювати: рівні правила гри по земельному питанню, плюс мораторії на продаж землі. Ми хочемо його залишити.

Є.Шевченко: По поводу объединения: как можно наперёд что-то сказать, посмотрим. Не хочу брать какие-то обязательства. Вы, как я понимаю, за то, чтобы мораторий оставить? А мы за то, чтобы мораторий снять. Вот и объединились…

А.Ашурбеков: Чи буде діалог по цьому питанню? Чи почуєте Ви голос села? Тому що в нас 30% сільського населення.

Є.Шевченко: Аскад, Вы точно не представляете село, Вы чисто городской житель. Я больше из села, аграрным бизнесом занимался 18 лет и знаю, о чём идёт речь. Если мы говорим о страхах, которые беспокоят общество, что землю кто-то скупит, иностранцы. Хочу успокоить. У нас есть понимание, как поставить предохранители, чтобы этого не произошло. Больше скажу, при отмене моратория на землю фермеры первые раскупят землю и разрушат эти латифундии олигархические, потому что олигарху 500-1000 га земли не интересны, а фермер из 500 га сделает золото. Потому что на 1 земли фермер будет вкладывать денег больше, чем олигарх. Второе: это даст возможность развития сёл. Потому что сёла сейчас находятся на грани выживания. Моё личное мнение, что мораторий на землю – это продление моратория на бедность в Украине.