« На главную

Запорожье ассоциируется с экспортом промышленной продукции, но это только на первый взгляд. Сами того не подозревая, вы можете встретить на полках европейских магазинов пряники из Запорожья.

Inform.zp.ua продолжает цикл материалов о запорожских экспортерах в ЕС. На этот раз мы пообщались с коммерческим директором ОДО «Запорожский хлебокомбинат №1» Сергеем Смирновым. Он рассказал о том, кто покупает украинские сладости в Европе, насколько строгие правила ЕС и об опыте работы с зарубежными потребителями.

Коммерческий директор
ОДО «Запорожский хлебокомбинат №1»
Сергей Смирнов


Расскажите, с чего началась торговля вашего предприятия с Европой?

Предприятию более 70-ти лет. Оно трансформировалось из производителя хлебобулочных изделий в производителя пряников, печенья, сухарей, сушки. Так получилось в ходе развития компании, что мы ориентировались на классический продукт для местных потребителей. Иностранцы не понимали этот продукт, они привыкли к чему-то другому, но наша качественная работа, совершенствование рецептур побудило нас к выходу на новые рынки.

Представители нашей компании посещали международные выставки для того, чтобы узнать какие есть продукты, какие новинки, а также современное оборудование. На выставочных мероприятиях нам удалось встретить потенциальных партнеров, которым был необходим классический постсоветский продукт. В Европейском Союзе очень много иммигрантов из стран бывшего СССР, они создают, так называемую, «русскую полку». Наша продукция своими вкусовыми качествами, натуральным составом завоевала наших партнеров и собственно с этого начался наш экспорт в ЕС.

Какова география экспорта в ЕС?

Нашу продукцию вы можете увидеть в Швеции, Испании, Германии, Греции, Польше, в общем, абсолютно везде в Европе.

Когда вы начали экспорт ваших товаров?

Мы уже экспортируем более семи лет. Сначала для мигрантов в Соединенных Штатах Америки. С Европой мы начали сотрудничать приблизительно четыре или пять лет тому назад. На страны ЕС мы вышли активно с тех пор, как у нас закрылся рынок на Восток. Логистика стала очень дорогая, в связи с закрытием границы для нашего вида продукции, даже для транзита. Необходимо было оперативно переориентироваться и развивать экспортный потенциал в других направлениях. Мы выбрали ЕС, потому что существует беспошлинная торговля, максимальный режим благоприятствования и надежные партнеры.

Сложно было запустить процесс сбыта продукции в ЕС?

Сам продукт отвечал на сто процентов всем требованиям европейского рынка. В некоторых моментах он был даже более качественным, чем того требовали. Основной вызов был в адаптации документации и в изменении упаковки. Не секрет, мы этому не уделяли внимание, потому что не было такой конкуренции. Но когда мы вышли в Европу, то надо было выглядеть привлекательно на полке, чтобы завоевать предпочтения покупателя.
Есть определенные требования к пищевым продуктам, но без глобальных преобразований, мы очень легко их выполнили.

Требовалась ли какая-нибудь сертификация торговли в страны Европы?

Наше предприятие было сертифицировано по стандарт НАССР - это достаточно для того, чтобы продавать нашу продукцию на европейский рынок. Некоторые сети требуют более сложной сертификации, но у нас пока нет такой продукции, которую мы могли бы им предложить в должном объеме и цене. Мы к этому готовимся, но еще не сертифицировались.

Опять же, глобальных изменений не было, поскольку как европейские, так и украинские сети постоянно ужесточают свои требования. Поэтому и мы повышаем наши стандарты.
Если вы успешно работаете на территории Украины, то с ЕС у вас не возникнет больших сложностей.

Сложнее работать с европейцами или внутренним потребителем?

Ведущие торговые сети в Украине имеют строгие требования. Поэтому не скажу, что очень сложно работать с европейцами. Правда, другой формат документов, специфика длинных маршрутов (товар нужно растаможить, вовремя подготовить, упаковка продукции), но мы привыкли к таким вызовам.

Что такое ХАСП (НАССР) и как он работает?

ХАССП - это инновационная технология, представляющая собой набор обязательных для каждого предприятия действий, направленных на обеспечение безопасности потребителей пищевой продукции. Система контроля качества ХАССП кардинальным образом отличается от действующей ранее системы контроля качества на украинских предприятиях.

По сути, для нас ХАССП - это тот же ГОСТ, но более расширенный и адаптированный к современным реалиям. За долгий срок использования в Европейском Союзе эта система, как считают многие эксперты, безусловно доказала свою эффективность и полезность. Качество продукции при ее применении повышалось даже у тех западных производителей, у которых и раньше репутация в этом плане была практически безупречной.

Каково соотношение продукции, которой вы поставляете в ЕС и для внутреннего украинского потребителя?

Доля экспорта наших товаров составляет около 30%, из них, около 70% в ЕС. Это наши основные партнеры, в частности, из-за логистики. Наша продукция относительно недорогая и расходы на транспортировку составляют от 30 до 70% стоимости продукции. Соответственно, чем короче плечо доставки потребителю, тем более ему это выгодно. Мы ориентированы в первую очередь на страны, которые географически близко к Украине, то есть ЕС.


При выходе на европейский рынок вам требовалась помощь госорганов, неправительственных организаций?

Да. Если говорить с точки зрения Украины, то нам очень помогла оптимизация таможенного законодательства. Оно очень сильно упростилось, это помогает нам экспортировать продукцию.

Для адаптации продукции было очень полезно участие в бесплатных программах. Например, GIZ, при поддержке Германии, она помогает украинским предприятиям понять, как взаимодействовать с немецким бизнесом, понять ментальность, требования. Рассказывает об инструментах, которые использует европейский бизнес. Это очень сильно нам помогло в понимании ведущего европейского рынка.

Скажу так, что начинать было сложно, но потом наши партнеры начали рекомендовать наш продукт другим компаниям и объемы заказов стали увеличиваться.

По вашим наблюдениям, какое отношение к украинской продукции в ЕС?

У каждой страны ЕС есть свое отношение к украинским производителям. В странах Балтии очень тепло относятся к украинской продукции, они знают, что в Украине делают относительно недорогой, но качественный продукт. Там встречают нас очень положительно.
Был период, когда русскоязычные иммигранты в Германии, после просмотра российского телевидения, были негативно настроены к украинской продукции. Не знаю, чем это было обосновано, но они принципиально отказывались от украинской продукции. Правда, это единичные случаи, сейчас ситуация улучшилась.

К сожалению, пока Украину воспринимают, как производителя недорогого товара. Мы хотим изменить эту ситуацию, мы уверены в качестве своей продукции и надеюсь, что мы на равных сможем конкурировать с локальными и общеевропейскими производителями. Это наша основная цель и мы ощущаем прогресс в этом направлении.

Если говорить о перспективе развития на ближайшие пять лет, ваш план?

Однозначно, мы уже сегодня выпускаем «классические» продукты, но все наши инновации, новые продукты мы адаптируем под требования Европейского Союза. Мы хотим, чтобы не только условный мигрант, но и европейцы покупали нашу продукцию.

Есть ли у вас универсальные советы для украинских производителей, которые хотят начать торговлю с ЕС?

Я бы посоветовал уделить внимание своему сайту, как лицу компании. Европейцы любят порядок и первую информацию, как правило, черпают с сайта компании. Минимально он должен иметь английскую версию, а еще лучше – это основные языки ЕС, в зависимости от того, на какую страну вы нацелились.

Участие в международных программах. Это позволит менеджменту вашего предприятия узнать ментальность европейцев для того, чтобы проще было сотрудничать. Обязательно наличие англоязычных сотрудников, хотя бы одного человека для того, чтобы облегчить коммуникацию. Посещать международные выставки, там можно встретить потенциальных партнеров, увидеть новую продукцию, оборудование.

Конечно же, стремление к постоянному самосовершенствованию. Хотел бы посоветовать, не бояться, ведь у нас в Украине очень качественные продукты питания, есть чем гордиться. У нас очень много качественного агросырья и хотелось бы, чтобы на рынки Европы оно доходило уже в виде готовых продуктов.

Тенденции всей отрасли

Украинский рынок хлебобулочных изделий отличается отсутствием выраженного лидера. Даже самые крупные представители отрасли не занимают больше 10-процентной доли. Они конкурируют за внимание покупателей с небольшими пекарнями, кондитерскими цехами торговых сетей, частными предпринимателями. Мелкие производители зачастую имеют преимущество на рынке перед большими хлебозаводами, так как облагаются налогом по упрощённой системе.

Структурно выпуск украинских хлебопеков более чем на 70% состоит из изделий, которые обобщенно называются хлебобулочными, еще почти 20% - это вафли и печенье, чуть больше 4% - сдоба. Другие кондитерские изделия все вместе заполняют около 5,5% рынка. Подробнее сегментация показана на диаграмме.

Экспорт в Европейский союз

По данным министерства аграрной политики и продовольствия Украины, за 5 месяцев 2018 года Украина увеличила экспорт хлебобулочных и кондитерских изделий в страны ЕС на 89,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В среднем в 2018 году за каждый календарный месяц Украина экспортировала 8,5 млн. тонн хлебобулочных изделий на сумму 15 млн. долл. США.

С 01.01.2016 г. вступила в силу экономическая часть Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. В соответствии со ст. 25 раздела IV (Торговля и вопросы, связанные с торговлей) Соглашения, Украина создает зону свободной торговли и в течение десятилетнего переходного периода, начиная с момента вступления в силу Соглашения.

Статьей 29 Раздел IV Соглашения предусмотрено, что с момента вступления в силу каждая Сторона уменьшит или аннулирует ставки ввозной пошлины на некоторые товары происхождением из другой Стороны в соответствии с графиками, установленными в приложении I-A Соглашения.

Постепенное снижение ставок ввозной пошлины предусмотрено на 97% тарифных позиций или 95% объема двусторонней торговли между Украиной и ЕС. Так на хлебобулочные, мучные и кондитерские изделия товарной позиции 1905 УКТ ВЭД ставки уже уменьшены с 10% до 0%.

При этом исследования украинского рынка хлебобулочных и мучных кондитерских изделий показывают, что на нем преобладает продукция отечественного производства. Импортные поставки незначительны по всем позициям товаров, за исключением круассанов. Здесь мировой производитель « Chipita» сумел отвоевать почти 23% рынка для своей торговой марки «7 days».

В 2018 году более 288 украинских предприятий имеют право на экспорт продукции на европейский рынок, из них 108 - производители пищевой продукции.
Это практические результаты Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной и соглашения о свободной торговле, которые дают основания говорить о положительном влиянии данных процессов на аграрную и пищевую отрасли Украины.

Поделись статьей!

Материалы публикуются в рамках проекта «Точное отображение Соглашения об ассоциации Украина-ЕС в украинских медиа». Проект реализуется при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства иностранных дел Республики Польша. Мысли, выраженные в этой публикации, отражают исключительно точку зрения авторов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *