В Запорожье 22 января 2022 года в День Соборности торжественно открыли первую очередь вантового моста. Мост-часть автотранспортной магистрали в 9 километров, которая соединяет левый берег Запорожья и остров Хортица.
В День Соборности запорожцы собрались на флешмоб “живая цепь” на мосту. На открытие посетил и президент Украины Владимир Зеленский.
Inform.zp.ua вспоминает, как это было.



Мосты в Запорожье планировали строить еще в 60-х годах. Проект строительства мостового перехода через Днепр внесли в Генеральный план города Запорожье на 1965-1985 годы. Однако реализовать его в ту двадцатилетку не удалось. Строительство мостов отклонили из-за экологической угрозы острову Хортица.
Активно строительством мостов занялся бывший мэр Запорожья Александр Поляк. Он нашел деньги на строительство, а сам проект утвердили на всех уровнях тогдашней власти Украины. После этого началась новая эра запорожских мостов. Их должны были достроить до 2010 года, на это выделяли 1,9 млрд грн.
Открытие нового вантового моста в Запорожье
Длина трассы автомагистрали более 9 км, мост через Днепр 660 м, мост через Старый Днепр – 360 м, более 20 инженерных сооружений, путепроводов, эстакад, транспортных развязок.
19 октября 2004 года заложили первый куб бетона в основу первой опоры будущего мостового перехода.
Пилоны, которые держат ванты моста, стали появляться только в 2008 году. Ванты тогда изготовила немецкая компания, и обошлись они в 60 млн грн.
В 2009 году из-за постоянной нехватки денег мосты были готовы на четверть. Сроки сдачи проекта сдвинулись на 2012. возводить мосты стало некому. Специалисты покинули объекты и разъехались по домам. В 2011 году мосты передали из коммунальной собственности в Государственную в управление «Укравтодора».
Строительство моста через Старый Днепр досталось компании “Планета Мост“, которая была владельцем плавкрана”Захарий”. Сроки все время сдвигались. Строительство много раз замораживалось, на объекте отсутствовала охрана, этим пользовались нечестные граждане. Они разрезали металлоконструкции, предназначенные для мостов, на металлолом.
Плавкран “Захарий”
За 16 лет на некоторых конструкциях появились дефекты.
В 2020 году в рамках национальной программы «Большая стройка» работы на мостах ускорили. В феврале 2020 года тендер на строительство мостов выиграла турецкая компания «Onur» – общая стоимость проекта составила 11,9 млрд грн. на строительстве задействовали не менее 600 работников, специалистов из Украины и Турции, которые работали круглосуточно.
24 декабря 2020 года Президент Владимир Зеленский открыл движение по первой части» долгостроя ” – балочному мосту, который соединяет правый берег и Хортицу, а перед началом полномасштабного вторжения, 22 января, открыли и Вантовый мост. Ко Дню Независимости Украины в 2022 году планировали достроить все мостовые переходы, но большая война помешала этому.