Летом 2022 года учитель физики Игорь Лось вместе с семьей был вынужден уехать из временно оккупированной Новобогдановки в Запорожье. В 2023 году ему удалось собрать команду педагогов и открыть Новобогдановскую гимназию “Успех”. Большинство учителей, не согласившихся на сотрудничество с россиянами, уже второй год подряд проводят уроки онлайн – кто из прифронтового Запорожья, кто из-за границы.
В этом году заведение снова было на грани закрытия из-за предложенных реформ Министерства образования и науки, которые могли лишить оставшихся в оккупации учеников или выехавших за границу доступа к украинскому образованию. Однако педагоги гимназии “Успех” продолжают обучать детей.
Оккупация
С первых дней полномасштабного вторжения армия РФ временно захватила Мелитополь и Мелитопольский район. В ту ночь Игорь Лось дежурил в аптеке, принадлежавшей его семье:
“Я был в костюме цвета хаки, похожем на военную форму. Мне позвонили: “Бегом домой, началась война”. Я закрыл аптеку, побежал к семье и переоделся”, – вспоминает он.
Сначала люди надеялись на скорейшее завершение боевых действий, но с каждым днем становилось понятнее, что россияне не собираются покидать населенный пункт, они все больше укреплялись на позициях. Некоторые учителя гимназии “Успех” в Новобогдановке добровольно пошли на сотрудничество с оккупантами. Так, учитель физкультуры Артур Балховитин, который в табели успеваемости, поведения и посещения школы имеет оценки “2”, стал директором новобогдановской школы:
“Меня не удивило, что некоторые учителя согласились на сотрудничество. Однако большинство отказалось. Часть уехала и продолжает работать в гимназии онлайн, другие остались в оккупации, но нигде не работают”, – отмечает Игорь.
Учителей, отказавшихся от сотрудничества, заставляли писать заявления об увольнении и сдавать ноутбуки, полученные по национальному проекту “Ноутбук каждому учителю” Министерства образования и науки и Министерства цифровой трансформации.
Атмосфера была очень напряженной. Мы решили, что должны хотя бы заполнить журналы, чтобы наши учащиеся могли получить аттестаты и продолжить обучение. Сотрудничавшие с оккупантами ходили по школе с опущенными головами, потому что знали, что их презирают. Мы прямо говорили им, что они предатели”, – вспоминает Игорь Лось.Именно новоиспеченному директору Артуру Балховитину нужно было сдавать школьные ноутбуки.
“Эту технику мы получали от украинского государства. Я заставил его написать расписку, что он взял технику. Впоследствии он у меня спросил: “Вам, пожалуй, не нужно предлагать должность в школе?”. Я сказал ему: “Ты все правильно понял”, – подчеркивает мужчина.
“Ирина Борисенко одна из тех учительниц, которая первой побежала в обученную школу и начала ходить по домам, требуя от родителей подписи, чтобы они отдали своих детей в школу оккупантов”, – продолжил учитель физики.
В семью Игоря Лося несколько раз приходили российские военные с требованиями переоформить бизнес и продавать российские препараты. Это стало сигналом, что пора убегать. Они быстро собрали вещи, документы и через Васильевку выехали из оккупации.
“После нашего отъезда русские солдаты каждый вечер приходили в наш дом и устраивали там гулянья. Односельчане говорят, что оккупанты вынесли все, что могли”, — рассказывает Игорь Лось.
Жизнь в прифронтовом Запорожье
Выехавшие с временно оккупированной территории учителя из Новобогдановки решили объединиться и открыть школу. Однако в 2022 году это было невозможно, ведь действующая директор осталась в Мелитопольском районе, а материально-техническая база отсутствовала.
“Я нашел себе место. Преподавал физику, сдружился с детьми и коллективом. Кроме того, занимался волонтерской деятельностью — учил детей математике в центре “Саме тут”. Вспоминаю этот год с теплотой», — делится Игорь Лось.
В 2023 году коллектив новобогдановских учителей снова объединились, чтобы попытаться открыть гимназию. 17 преподавателей, выехавших из оккупации, были непоколебимы в своем решении продолжать обучать детей, независимо от их местонахождение. Ведь даже если школа физически разрушена или находится в оккупации, можно организовать дистанционное обучение для учащихся.
“Многие дети писали мне, что скучают по школе, учителям, одноклассникам”, – с улыбкой вспоминает учитель физики.
Собрав коллектив и необходимое количество заявлений от родителей, Игорь Лось согласился стать директором гимназии “Успех”. Он взялся за организацию школы, посещал разные учреждения, чтобы организовать дистанционное обучение. До полномасштабного вторжения в этой школе обучалось 520 учеников, а сейчас – 199.
“Заявления от родителей можно было подавать в любой удобной форме: лично, по электронной почте, мессенджеры. Это не была большая проблема. Но наша бюрократия — это что-то… Каждый день я ездил с разными бумагами в учреждения. Иногда казалось, что ничего не получится, и с нового учебного года мы снова будем преподавать в других школах.Но в конце концов все документы были приняты, и наша гимназия “Успех” снова заработала после годового перерыва. Это произошло также благодаря помощи Новобогдановской сельской военной администрации. За что мы им очень благодарны”, – вспоминает учитель.
Коллективу выплатили задолженность по зарплате за год, как выехавшим учителям, так и оставшимся в оккупации. Их средняя зарплата составляет 19 тысяч гривен. Однако на сегодняшний день выплаты учителям, оставшимся на оккупированных территориях, прекратились:
“Некоторые из них очень обижены, и я их понимаю. Но единого верного решения нет. Например, одна учительница вроде бы не сотрудничала с оккупантами, получала зарплату от нас. Позже выяснилось, что она пошла работать в детский сад на временно оккупированной территории. Или есть открыто хваставшиеся, получающие зарплату и от Украины, и от России. Это ненормально.
Сейчас сложно определить, кто стал сотрудничать с оккупантами. Повторюсь, большинство наших учителей не пошли в коллаборанты, даже оставшиеся в Новобогдановке. Но единого правильного решения для этой ситуации до сих пор нет. Одни остались дома, но временно потеряли зарплату, другие уехали и потеряли все: дома, бизнес, хозяйство, но получают зарплату. Каждый избрал то, что лучше для него. Я не мог жить в оккупации, поэтому уехал.”
Учителя, оставшиеся на временно оккупированной территории, не вовлечены в образовательный процесс из-за опасности. Российские военные периодически устраивают так называемые “рейды”, и приходят к людям домой, чтобы устроить допросы под прицелом автоматов.Местные жители считают, что это соседи сдают своих за деньги. Кроме того, сложно определить, кто начал сотрудничество с оккупантами.
Детей с временно оккупированных территорий, напротив, поощряют дистанционное обучение в украинских школах. Однако на оккупированных территориях учащиеся должны посещать и местные школы, где учителя-коллаборанта пытаются навязать им видение себя как граждан России.
К родителям, которые не хотели отдавать детей в обрусенные школы на ТОТ, оккупационные власти применяли принуждение – угрожали лишать родительских прав.
“Мы с детьми сразу договорились, что они никогда не будут говорить ни друзьям, ни одноклассникам о том, что учатся в украинской школе дистанционно. Это слишком опасно. Некоторые подключаются на уроки с зашторенными окнами и на фоне украинского флага. Видно, как это у них болит. Но я всегда прошу их не рисковать. Главное сейчас – безопасность. Когда-то наш флаг будет снова развеваться над новобогдановской школой, но пока надо беречь себя.
Есть и те, кто уже привык к новой “системе”. Они благодарят русскую армию, читают русские стихи, носят триколоры и вступают в оккупационные молодежные организации. Всем этим они хвастаются в социальных сетях, преимущественно – TikTok. Многое зависит от того, какая среда их окружает.”
Снова под угрозой закрытия
В этом году новобогдановская гимназия “Успех” снова оказалась под угрозой закрытия из-за проекта приказа №850 Министерства образования и науки Украины. Этот документ предлагал изменить порядок формирования дистанционных классов, что могло значительно уменьшить количество учащихся, получающих образование в таком формате. Министерство выдвигало аргументы в пользу очного обучения: затягивание дистанционной формы обучения негативно влияет на качество образования, а глазная форма способствует лучшей адаптации детей-переселенцев к новым условиям.
“Из собственного опыта могу подтвердить, что очное обучение гораздо качественнее дистанционного. Например, однажды ученик седьмого класса прислал мне решение задачи с интегралами, которые изучаются только в университете. Он просто загрузил ответ из интернета, даже не перечитав его. К счастью, такие случаи происходят нечасто.
Несмотря на разницу между очной и онлайн-обучением, что делать с нашими детьми, которые сейчас за границей или являются внутренне перемещенными лицами и изменили место жительства, но хотят учиться в родной школе? Они ведь не виноваты, что в Украине идет война. И что делать нам, учителям, которые из-за “оптимизации” могут остаться без работы?”, – рассказывает директор.
Дистанционное образование – это единственная возможность для детей с временно оккупированных территорий (ТОТ) и внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) получать украинское образование. Хотя проект приказа МОН не отменяет дистанционное обучение в целом, условия, прописанные в нем, могут привести к закрытию определенного количества школ, работающих в таком формате. Это означает, что в следующем году ученики новобогдановской школы могут лишить возможности получать украинское образование дистанционно.
Несмотря на все эти вызовы, Игорь Лось не теряет оптимизма и верит, что скоро сможет вернуться домой:
“После деоккупации я обязательно вернусь в Новобогдановку. Мечтаю излагать свои уроки в родных стенах.