Евгений Олексенко вместе с единомышленниками защищал Запорожье во время Майдана. После 2014 года он ушел добровольцем на фронт. В 2015 году получил серьезное ранение – закрыл собой командира, и обломки мины повредили ему спину и ногу. Евгений, получив инвалидность, продолжил заниматься спортом и достиг значительных успехов.
После полномасштабного вторжения его мобилизовали, и сейчас он продолжает службу параллельно тренируясь. Inform.zp.ua удалось пообщаться с Евгением, пока он находился в Запорожье на лечении, и узнать его подготовку к предстоящим соревнованиям.
Как военный оказался на лечении в Запорожье
Евгений Олексенко уже 31-й месяц служит в 110-й отдельной бригаде территориальной обороны. С августа находится в Запорожье на лечении:
“Получил направление от врача и уехал в Запорожский госпиталь. Сейчас прохожу лечение, пока есть такая возможность.”
Параллельно Евгений готовится к отбору ветеранов в сборную на соревнования Strong Spirit Games, которые пройдут в Испании 11-13 октября в рамках международного фестиваля Arnold Classic Europe. Отбор будет проходить в сентябре.
Отбор состоится в Буковеле, организатором турнира является Василий Вирастюк. На этой неделе запорожский спортсмен уже примет участие в отборе.
Побороться за право выступать на Strong Spirit Games могут военные, ветераны войны и лица с инвалидностью в результате войны, уволенные с военной службы, полицейские и т.д. По подсчетам запорожского спортсмена, в отборе примут участие примерно две сотни человек.
“Там представлено много разных видов спорта, но в основном – CrossFit. Я, конечно, представляю пауэрлифтинг. Главное – набрать как можно больше баллов. Учитывая, что давно не участвовал в соревнованиях, это будет непросто. Пришлось интенсивно тренироваться по вечерам, после лечения.
При отборе будут учитывать не только спортивные достижения, но и будут работать с психологом”, – продолжил он.
Запорожец является серебряным призером на «Играх непокоренных» по пауэрлифтингу. В декабре 2020 года победил в онлайн-соревнованиях Invictus Games (Игры Непокоренных), отжав от груди 200 килограммов. 2021 Евгений получил золото в пауэрлифтинге среди человек в тяжелом весе и толкании ядра на отборе “Игры воинов”. В 2022 году он завоевал первое место на «Играх воинов» (Warrior’s Games) в упражнении “жим лежа”.
“Другие области поддерживают ветеранский спорт, наша область – нет”
Евгений признался, что его неприятно поразило отношение местных властей к ветеранам. По его мнению, она недостаточно способствует обеспечению прав ветеранов войны и развитию системы социальной защиты, медицинской помощи, психологической реабилитации, а также развитию ветеранского спорта.
Ему приходилось каждый день ездить на реабилитацию и занимался физкультурой как разминкой, а вечером тренироваться. Ибо нужно было для того, чтобы набрать баллы и войти хотя бы в пятерку.
“В Запорожье вообще не проводят спортивные мероприятия. Возможно, что-то пропустил, потому что некоторое время был вне гражданской жизни, но о подобных событиях не слышал. Все производится в укрытиях. С одной стороны, я понимаю, что наш город прифронтовый, но почему в Киеве и Одессе проводят мероприятия? Я не могу сказать, что их обстреливают гораздо меньше. Хотя, конечно, я ошибаюсь.
Кроме того, другие области поддерживают ветеранский спорт, а наша нет. Можно сказать, что он его игнорирует. Это я уже говорю о местных властях. К примеру, в Черкассах есть призовой фонд для участников. Насколько мне известно, там хотят даже создать систему заработной платы для спортсменов, как в профессиональном спорте. Эти средства можно использовать для участия в соревнованиях или компенсации затрат. Наша область пока не планирует ничего подобного.
У нас все не ко времени из-за войны. Но ведь в других военных администрациях думают иначе. Правда, у нас власть постоянно меняется. Раньше хотя бы были формальные приветствия, а сейчас и этого нет. Мне кажется, что власть просто не интересуется этими вопросами. Никому до этого нет дела. А их заставить.”
Гражданская жизнь в Запорожье: разочарование военного
Ветеран АТО заметил, что в Запорожье значительно уменьшилось количество людей, а также уменьшилось количество транспорта:
“Я вернулся в Запорожье на некоторое время, но все равно мысленно со своими собратьями, скоро к ним снова вернусь. Ощущение такое, что в городе значительно стало меньше людей, оно выглядит запустевшим. С общественным транспортом стало еще хуже. Очень трудно добраться на Бабурку или оттуда уехать. Иногда кажется, что транспорта просто нет.
В общем, мне трудно это проанализировать, потому что я лишь частично причастен к гражданской жизни. Но неприятно видеть, что многие забыли, что линия фронта в 50 километрах. Люди живут своей привычной жизнью. А нужно быть готовыми к разным сценариям, и большинство из них очень плохи.
Я не говорю, что нужно закрыть все развлекательные заведения. Они дают работу, наполняют местный бюджет, и людям нужно где-то отдыхать. И мы, ребята в окопах, не думаем о том, что кто-нибудь сидит в кафе вместо нас. В моем подразделении таких мнений не встречал.
Но неприятно видеть, что для некоторых запорожцев ничего не изменилось даже после полномасштабного вторжения, не говоря уже о событиях 2014 года. Некоторые люди просто продолжают жить своей привычной жизнью, как ни в чем не бывало.”
О Курской операции
После начала наступательных действий ВСУ на территории Курской области России появилась информация о опрокидывании части российских войск с временно оккупированных украинских территорий, в частности из Запорожской области, в РФ. Некоторые эксперты отмечают, что курская операция могла замедлить российское наступление. Евгений Олексенко осторожно высказывается на эту тему:
“Как военный, я не могу относиться негативно к “курской операции”. К сожалению, не участвую в ней. Я не генерал, чтобы оценивать ее эффективность. Военные получают только ту информацию, которая есть в их подразделении, и сложно судить, не зная всю картину. Конечно, есть эксперты, которые ходят по телеканалам и с уверенностью рассказывают, как “курская операция” влияет на наступление или когда закончится война.
Наша бригада была на Харьковском направлении, потом нас опрокинули на Запорожский. Возможно, наступление замедлилось из-за “курской операции”, возможно, из-за ситуации в Покровске, а, возможно, из-за всего вместе”.
Олексенко также отмечает: каждый украинец должен понять, что рано или поздно придется выйти из своего “пузырька”, пожертвовать личными удобствами и принять реальность войны:
“Я считаю, что каждый мужчина должен быть готов защищать родину. Не считаю правильным бежать за границу во время войны или избегать ТЦК.
Мобилизационный возраст уже снизили до 25, но, возможно, его придется снизить еще больше – до 20 лет. Это просто мое мнение. По моим наблюдениям, на фронте немного молодежи. В основном это люди среднего возраста.
Женщины на войне могут выполнять много задач — прежде всего, это медицинские работники, но они могут быть делопроизводителями. В настоящее время в Украине мобилизация женщин происходит исключительно на добровольной основе. Однако пример Израиля, где военная служба обязательна для женщин, показывает, что это вполне возможно и эффективно. Не знаю, нужно ли нам это сейчас, но стоит понимать, что война может длиться долго. Я не вижу, чтобы она близилась к завершению.”
Бюрократия и проблемы с военной службой
Ветеран АТО также отметил, что бюрократия в армии никуда не исчезла, что влияет на настроение населения относительно службы:
“Самая большая проблема в том, что мы не готовились к большой войне даже после 2014 года, хотя угроза России была очевидна.
Бюрократия осталась. Особенно неприятно то, что нельзя сменить место службы без разрешения командования, даже если обнаружил новую часть. Ощущение такое, будто пошел добровольцем, а попал на барщину. Это, по моему мнению, хуже всего».
“Главное, чтобы Украина осталась как государство”
Большая часть Запорожской области находится под временной оккупацией России. Ситуация в Запорожском направлении периодически обостряется — численность армии РФ меняется. Военный Евгений Олексенко считает, что запорожцам следует быть готовыми к худшим сценариям, чтобы встретить их с максимальной подготовкой:
“Все реально, и все зависит от ситуации. Надо постоянно укрепляться и готовиться к возможным боевым действиям. Надо быть готовым к худшему.
Поскольку вовремя ничего не было сделано, всегда будет чувство недостаточно. Мы постоянно укреплять город, направлять все ресурсы на войну. Я не считаю важным сейчас заниматься ремонтом улиц или укладкой плитки. Главное – защита города. Отремонтированные тротуары не защитят Запорожье. Линии обороны должны быть на подступах к городу”, – считает военный.
Напоследок мы спросили, какая заветная мечта у нашего героя, а также чем он планирует заниматься после победы:
“Моя главная мечта сейчас — победа. Но самое важное — чтобы Украина осталась как государство, и мы должны сделать все для этого. От продолжительности войны зависит многое, и ситуация может измениться в любой момент. Для меня победа — это выход на границы 1991 года. Но даже если мы просто сохранимся как страна, это уже будет победа.
После войны я хочу участвовать в восстановлении страны, заниматься государственной деятельностью. Хочется вернуть уважение людей к местным властям, как это было хотя бы при Поляке. Сейчас жизнь в Запорожье становится все труднее.
Я считаю, что после победы не будет больших перемен, если мы не будем работать над этим. Каждый должен активно участвовать в общественной жизни, контролировать власть, воплощать свои идеи.”
Также он не собираюсь бросать спорт. Буду продолжать тренироваться и, если будет возможность, будет участвовать в соревнованиях.