Российские оккупационные войска с начала полномасштабного вторжения захватили около 60% Запорожской области. Они продвигались довольно быстро в основном с южного направления: с оккупированного Крыма и территории Херсонской области. Но уже в марте-апреле продвижение российских войск значительно замедлилось, а фронт с тех пор оставался почти без изменений.
Чтобы скрыть свою неспособность добиться успехов на поле боя, российские пропагандисты все время анонсировали, что вот-вот “областной центр Запорожье, который временно находится под нацистским неорежимом Зеленского, будет освобожден”. Но случилось не как полагалось. Желаемое русскими снова осталось невыполнимым.
“Освобождению” не суждено
В декабре 2022 года, когда на Донбассе начались почти безрезультатные для оккупационной армии ожесточенные бои, а за почти год так называемой “спецоперации” она так и не смогла захватить областной центр – Запорожье, российские пропагандисты снова начали анонсировать, что в ближайшее время состоится “освобождение Запорожья”. Таким образом они отвлекали внимание своей аудитории и давали надежду, что российская армия вот-вот пойдет в наступление на Запорожском фронте.
В информационном фронте русские также плодили много фейков относительно их новых “территориальных достижений” в конце прошлого – начале нынешнего года. Тогда появлялась ложная информация о захвате Угледара, полного окружения Бахмута и взятии Орехова.
Выдающуюся роль в распространении фейков играл запорожский коллаборационист, так называемый председатель движения “Мы вместе с Россией”, член фейковой “главного совета администрации Запорожского региона” Владимир Рогов. В интервью пропагандистским СМИ он без всяких доказательств говорил, что российская армия в начале января якобы начала локальные наступательные действия на Запорожском направлении. Отмечал, что” боевые действия идут практически по всей линии фронта”, в частности, в районе городов орехов, Гуляйполя, а также населенного пункта волшебное. По словам коллаборациониста Рогова, “удалось освободить, взять под огневой или оперативный контроль девять населенных пунктов”. После этого он без всяких доказательств заявил, что российская армия якобы выстраивает новую линию обороны, и формируется “с учетом новых занятых рубежей”. А в результате “наступательных действий” войскам РФ в январе якобы удалось достичь больше, чем за несколько месяцев до того.
Карта боевых действий, продемонстрированная коллаборантом Роговым
Позднее Рогов сообщил, что оккупационные войска на пологовском направлении продвинулись в сторону Гуляйполя и якобы взяли под контроль несколько опорных пунктов украинских военных.
Ситуация с “захватом Орехова”, о которой так активно говорили российские пропагандисты и военкори, заслуживает отдельного рассказа. Целая эпопея с большим ничем.
Российская пропаганда все так же взывает о чрезвычайных “наступательных действиях” в Запорожской области, коллаборант Рогов стирает пальцы через клавиатуру, выписывая все новые посты в свой телеграмм-канал о “боях уже внутри города”, российские военкоры снимают сюжеты, где над ними чуть не летают вражеские мины, сидя “где-то под Ореховом”. А город все так же стоит, а контролируют его украинские военные. Стоит, хоть и страдает от ежедневных российских обстрелов.
Но пропагандисты настойчиво убеждали, что россияне прорвали первую линию обороны ВСУ, а в Орехове начали действовать российские ДРГ.
Более того, россияне даже заявляли, что и само Запорожье ВСУ стали готовить к уличным боям. Почему это происходит?
По следам враждебного ИПСО…
В Институте изучения войны предполагают, что сообщения о якобы завоевании новых территорий российскими военными могли быть очередной информационной операцией. Ее цель – рассредоточить украинское войско перед решающим наступлением на Востоке.
Аналитики ISW вспоминают о заявлении советника мэра Мариуполя Петра Андрющенко, в которой он сказал, что оккупанты все время пытались ограничить доступ к информации из любых источников, которые не являются российскими. Поэтому эксперты Института считают, что распространение слухов об атаке на Запорожье – продолжение информационных операций.
На фоне поражений врага в его наступательных действиях в Донецкой и Луганской областях с целью выхода на их административные границы, речь о наступлении на Запорожье не идет.
Так называемое взятие Орехова оккупантами настолько не имело успехов, что на помощь военному фронту пришел информационный, то есть пропагандистский. Это заметил и мэр временно оккупированного Мелитополя Иван Федоров и добавил, что россияне изменили риторику.
“Они уже рассказывали нам, что Херсон не отдадут – и вышли из Херсона. Всем вещали, что на Харьковщине они навсегда – и мы видим, чем это закончилось для них. 2 недели трубят об удачном контрнаступлении на Харьков. Теперь они поменяли риторику и говорят: “чтобы сделать удачное контрнаступление, нужно сделать ряд шагов назад”, – отметил в эфире “5 канала” мелитопольский городской голова Иван Федоров.
Он также проинформировал, что результатами наступления россиян являются переполненные больницы, морги и крематории во временно захваченных Мелитополе и Токмаке.
Украинское контрнаступление
В то время, как Россия планирует наступать на Донбассе, Украина готовит контрнаступление, о чем неоднократно сообщали украинские чиновники во главе с президентом Зеленским.
Американское издание New York Times пишет, что перспективным направлением для наступления украинских войск является именно Запорожское.
Мелитополь был бы очевидной целью, поскольку он находится на пересечении двух автомагистралей и важной железнодорожной ветки. Если под Мелитополем Украина сможет поделить российские силы, это ослабит контроль России над Херсонской областью, отмечает NYT.
В этом Украине активно помогают западные партнеры. В частности, в начале февраля США объявило о выделении нового пакета помощи для Украины на сумму 2,2 миллиарда долларов. Пакет будет включать дальнобойные снаряды, дальность действия которых составляет 150 километров.
Агентство Reuters опубликовало карту с зоной поражения в результате удара дальнобойных ракет GLDSB. Она составляет 150 километров (изображена более темным коралловым цветом, более светлым его оттенком нарисована зона поражения HIMARS). Ракеты смогут достать, в частности, в Бердянск, Мариуполь и северную часть Крыма.
Такие цифры заставили оккупантов запаниковать – и они начали придумывать новые фейки о том, чего не может быть. В частности коллаборант Рогов заявил, что поставки Украине дальнобойных ракет делает актуальным вопросом отодвигание линии боевого столкновения вглубь Украины на 150 километров.
Немного математики
Общее количество российских оккупантов в Запорожской области-это 30 БТГ (батальонно-тактических групп), говорит военный обозреватель Александр Коваленко. По его словам, в среднем одна БТГ может вести наступательные действия на отрезке фронта – 2-4 километра. На сегодня длина фронта в Запорожской области составляет почти 100 км.
В качестве объяснения, почему российские войска не смогут взять орехов теми силами в области, что есть у них сейчас, эксперт приводит ситуацию с Угледаром. Наступательный фронт там был протяженностью почти три километра, на который должны были наступать 9 полностью оснащенных российских батальонно-тактических групп. И это наступление провалилось.
“Вот пример того, как не работает с российской армией такая военная константа. И вот эти 30 БТГ, если придут по широкому фронту в наступление на все 100 километров, то вообще не смогут держать этот фронт и недели. Они очень быстро истощат свои ресурсы. А что их будет заменять? А кто остается в тылу? А кто будет держать оборону в тылу, когда надо будет бежать? Итак, этого ресурса недостаточно”, – резюмирует военный эксперт.
По его оценкам, они могут наступать исключительно на узком фронте. Например, на орехов, линия фронта которого составляет примерно 10 километров.
“Это фактически по 3 батальонно-тактические группы на километр. Если они будут наступать. А если нет? Мягко говоря, то, что они сконцентрировали 9 БТГ, то это 1 БТГ на километр. И их все равно было недостаточно, потому что в Угледаре их было 3 БТГ на километр. И дойти до Запорожья такая сила не сможет”, – подытожил Коваленко.
“Мы побеждаем, но окопы в Крыму все-таки сделаем”
Именно так сейчас выглядит российская риторика на фоне неудач российской армии с наступлением в Запорожской области. Хоть пропаганда россиян транслирует другую картину на фронте, где оккупанты уже “окружили Бахмут”, и совсем скоро “пойдут на Киев”.
В одном из последних отчетов Института изучения войны аналитики отмечали, что российское военное руководство утратило приоритетность новых территориальных завоеваний в Запорожской области.
О том, что запорожское направление не рассматривается как приоритетное для россиян, сообщал ранее и начальник объединенного пресс-центра Сил обороны Таврического направления полковник Евгений Ерин.
Между тем геолокационные снимки от 21 января и 20 февраля показывают, что российские войска продолжают копать окопы к югу от Армянска, что на севере Крыма.