Мы в соцсетях
INFORM.ZP.UA – это информационный портал и сайт новостей города Запорожья. Каждый день мы рассказываем главные и свежие новости политики, экономики, культуры, криминал, происшествия, спорта Запорожья и Украины. Фото и видео репортажи за сегодня. Онлайн актуальные и последние новости Запорожья и Запорожской области за день. Информация и персоны Запорожья. INFORM.ZP.UA публикует статьи запорожских журналистов, расследования и честную аналитику. Мы очень ценим наших читателей и отбираем и размещаем для них самую важную информацию о событиях города Запорожья и области.
----:--
Мы в соцсетях
Головна » Общество » Образование » Учеба на карантине: как неформальное образование в Запорожье реорганизовало работу в период пандемии

Учеба на карантине: как неформальное образование в Запорожье реорганизовало работу в период пандемии

Учеба на карантине: как неформальное образование в Запорожье реорганизовало работу в период пандемии

В марте сфера образования, как и другие отрасли, столкнулась с новым вызовом. С введением карантина в Запорожье, 12 марта все образовательные учреждения закрыли и они перешли на дистанционное обучение. То же самое произошло и с обучающими центрами и школами.

К новым условиям онлайн- обучения пришлось приспосабливаться не только детям, но и учителям. У кого-то онлайн-формат вызвал трудности, а для кого-то стал новой возможностью для развития. Но вывод был один – учеба должна продолжаться даже в таких условиях и без ущерба знаниям детей.

Карантин и дистанционные технологии

Как проводить уроки и проверять задания с использованием дистанционных технологий? Тогда на помощь пришли онлайн-платформы, с помощью которых и происходила коммуникация преподавателя с учениками. Интегрировали дистанционные технологии в обучение все запорожские университеты и школы, а также сфера неформального образования (курсы, творческие кружки, образовательные центры, языковые центры).

В Запорожье большую часть неформального образования составляют центры изучения иностранных языков, в особенности английского. Они работают для людей всех возрастов, со специально разработанными программами для каждой группы. 

Таким центрам из-за небольшого количества людей и уже заранее сформированных групп было проще перейти в формат онлайн-обучения, чем, например, школам и университетам. Но и здесь возникали сложности, будь-то техническая или образовательная сторона обучения.

Іnform.zp.ua разобрались как пандемия и карантин повлияли на работу центров неформального образования в Запорожье, с каким сложностями столкнулись во время перехода на дистанционное обучение и как продолжат работать в условия адаптивного карантина.

Карантин разделил жизнь на “до” и “после”

Занятия в группах с живым общением и онлайн-формат уроков – две совершенно разным формы обучения. И если в случае с первой сложностей в преподавании возникать не должно, то ко второй нужна подготовка и психологическая готовность доносить знания через экран монитора. 

Про работу на карантине и организацию неформального образования рассказала Елена Яценко – собственница и руководитель запорожской школы иностранных языков “Планета знаний”.

Карантин разделил нашу жизнь на “до” и “после”, внес изменения в наш основной график, потому что наши группы проходили занятия в центре вживую. И основная миссия нашей школы – развитие навыков говорения. Развивать речь мы можем только на уроках, в форме игр.

А вот “онлайн” уроки – это уже другая форма занятий, для которой всей нашей команде пришлось перестроиться. Даже после того, как закончился основной карантин, и мы могли вывести детей с 25 мая, многие родители сказали, что их устраивает формат обучения “онлайн”. Мы закончили учебный год именно в таком формате и не выводили детей на учебу, – рассказывает Елена.

Урок первый – адаптировать образовательные программы под “онлайн” формат

После того, как все учебные заведения закрылись на карантин, центры неформального образования оказались в неведении как работать во время карантина и пандемии. 

На начальном этапе учителя “Планеты знаний” предполагали, что карантин надолго не затянется и через две-три недели все вернутся к привычному графику работы. Когда пришло понимание, что карантин в городе надолго, в центре решили организовать уроки на онлайн-платформе. Так они выбрали Zoom, где ученики могли проходить не только тесты, но и общаться и играть в разные игры. 

В тот момент мы провели видео-собрание наших учителей и приняли решение продолжить обучение детей, но уже в режиме “онлайн”. Давления на коллег с моей стороны не было, каждый работал в том режиме как ему было удобно. Первая мысль была – сделать видео-уроки и отправлять в группы детям, чтобы это был контакт с учителем. Чтобы мы могли продолжить процесс обучения, – комментирует Елена.

Урок второй – преодолеть сложности дистанционного обучения

Их Елена Яценко разделила на две категории: внутренние – происходили внутри команды и внешние. Не каждый из учителей мог оперативно перестроиться под формат “онлайн”. К тому же, учителям нужно было постоянно удерживать внимание детей, что поначалу казалось сложно психологически и эмоционально. 

Еще один внутренний момент – это работа с детьми старших групп. Их учеба была построена на выполнении письменных заданий, а учителя все это, соответственно проверяли. Тогда нагрузки на преподавателей могли достигать 14 часов в сутки, – делится Елена. 

Первый месяц карантина Елена Яценко, как руководитель центра, привыкала к новому формату обучения детей. Помимо собственных онлайн-уроков, она контролировала работу своих коллег, а также помогала при любых сложностях. 

На карантине в моей семье произошла переоценка ценностей. В условиях постоянной работы, к которой было нелегко привыкнуть, любой выход на улицу казался моментом свободы. Ценность живого разговора, природы, стала намного выше, – рассказывает Елена.

Центр “Планета знаний” работает с детьми от 3-х до 17-ти лет. У детей разных возрастов была и разная реакция на формат обучения “онлайн”. Дети среднего возраста, от 8-ми до 12-ти лет, мгновенно включились в дистанционное обучение.

Елена поделилась, что такое “карантинное” обучение расценивает как положительный и новый опыт как для учителей, так и для детей. Ведь не каждый школьный учитель может приспособиться к онлайн-конференциям и выйти на онлайн-уроки с детьми. 

Мы во всеми возрастными группами выходили в “онлайн”. Дети реагировали положительно и с интересом. А вот с родителями у нас произошли некоторые сложности, начиная с того, что не у всех были возможности обеспечить ребенку техническую сторону обучения. Некоторые родители даже были вынуждены покупать ноутбуки, чтобы обеспечить ребенку доступ к урокам, – комментирует Елена.

В центре “Планета знаний” до карантина обучались 340 детей – это порядка 34 групп. Часть детей вынуждены были покинуть обучение из-за технических сложностей. 

Родители могли отвезти детей к бабушкам и дедушкам, где не было стабильного интернета, ноутбука или детям не могли помочь подключить к видеоконференции. Были случаи, когда родители хотели отказываться от дальнейшего обучения на карантине из-за финансовой нестабильности. В нашем центре большинство детей учатся по 6-7 лет, поэтому их родителей мы знаем лично. Если родители заинтересованы в обучении ребенка, но по каким-то причинам у них пока нет финансов оплачивать уроки, я иду навстречу и предлагаю разные варианты, – говорит Елена Яценко.

Урок третий – организовать работу для всего коллектива 

Для бизнеса Елены Яценко карантин стал стрессовой ситуацией, особенно в первые две недели, когда нужно было перестроиться и организовать внутренний процесс. 

Сказать, что это было кризисом – нет, ведь все финансовые потоки сохранились. Более того, учитывая труд и большой вклад учителей, сотрудники получали отдельные премии. Потому что объем часов работы у них увеличился. В случае с нашим администратором, которого мы не хотели терять и всячески помочь, мы внедрили ее в подготовительную работу к онлайн-урокам. 

Помощи от государства центр изучения иностранных языков не ждал. Тем не менее, с изданием указа об освобождении арендной платы на время карантина, помещения, которые снимает “Планета знаний” для проведения уроков временно освободили от арендной платы.

Урок четвертый – приобретенный опыт будет полезен в будущем

О том, какие из новшеств дистанционного обучения могут остаться в образовательном центре, если грянет вторая волна пандемии, Елена допускает обе формы обучения, но замечает, что у этих форм разный подход и разное восприятие детьми.

В дальнейшем мы оставим те разработки, которые сделали за время карантина – особенно игры на разных платформах. Теперь домашние задания могут быть еще интереснее для деток, особенно в возрасте от 8 до 12 лет, которые не могут расстаться со своими гаджетами. Это тот момент, когда интернет может быть полезен ребенку. 

В новом учебном году в “Планете знаний” планируют изменить график учебы детей, внедрив по одному дистанционному уроку в неделю, где будут присутствовать игры, викторины и другие интерактивы для учеников.

Большинство центров изучения английскых языков в Запорожье перешли на дистанционное обучение и перевели языковые группы на платформу Zoom. А значит обучение будет продолжаться и дальше, несмотря на карантин. 

В каком формате неформальное образование встретит новый учебный год – неизвестно. В Министерстве образования Украины говорят, что дистанционное образование в Украине пока вводить не будут, и с 1 сентября все учреждения готовятся принимать детей. Как это произойдет на самом деле, будет зависеть от эпидемиологической ситуации в стране и готовности учреждений снова адаптироваться к онлайн-урокам. Учитывая опыт нынешнего карантина и реорганизации обучения, во второй раз учителя уже будут точно знать, как подготовиться самим и подготовить детей к дистанционному формату обучения.

Материал создан в рамках проекта “Жизнь после”. Проект финансируется из ресурсов собственной программы Фонда Международной Солидарности – “Free Media Programme”