Образовательное пространство MLT-land в Запорожье объединило педагогов и школьников из Мелитополя, которые из-за войны были вынуждены покинуть родной город. Здесь учатся ученики в смешанном формате, работают десятки мелитопольских учителей. В этом пространстве не только преподают, но и поддерживают учеников, педагогов, целое сообщество.
Журналистка Inform.zp.ua посетила образовательное пространство и узнала, как там организовано обучение и созданы условия для работы во время войны.
В сентябре 2022 года Образовательный хаб начал свою работу в Запорожье, как центр оказания помощи ученикам, которые вынужденно выехали вместе с родителями из родного города. Осенью 2024 года здесь официально открыли мелитопольское Образовательное пространство MLT-land — инициатива, объединившая две релоцированные школы из Мелитополя: гимназию №23 и лицей №9.
Из-за оккупации многие педагоги вынуждены были покинуть Мелитополь. По словам педагоги Татьяны Колесник, около 50% учителей школ и воспитателей садиков уехали — кто-то за границу, кто-то в другие украинские города, в частности в Запорожье. Сегодня здесь сплачиваются около 70 педагогов, из которых более 40 активно работают в Образовательном пространстве “MLT-land“.
Мелитопольская гимназия №23 осуществляет обучение в двух форматах: очном и дистанционном. Очно учатся 130 детей, еще 860 – дистанционно. Среднее количество учащихся в классе – 15. Наименьший класс – 4 класс (9 детей), наибольший – 5-й (21 ребенок).

Утро в MLT-land начинается с теплого диалога — дети рассказывают, как прошел их вечер и спокойной ли была ночь. Здесь заботятся о каждом ребенке.
“Мы всегда проводим индивидуальные и групповые занятия с детьми, нуждающимися в психологической поддержке. Вообще-то в ней нуждаются все наши дети, потому что мы выехали из Мелитополя. Все пережили травмы, у каждого ребенка это был стресс”, – рассказала практическая психологиня Наталья Прийма.

Педагоги проходят специальные тренинги, чтобы лучше понимать, как поддержать учащихся в кризисных состояниях.
“Мы делаем все для того, чтобы быть лучше, пополнять базу знаний, становиться стрессоустойчивыми”, – рассказала директор гимназии Инна Покуса.
В июне 2025 года 15 педагогов приняли участие в двухдневном тренинге по психосоциальной поддержке в Днепре. Его организовала международная гуманитарная организация IsraAID, которая уже третий год работает в Украине, поддерживая гражданское население.


Первый день был ориентирован на педагогов – они учились распознавать и прорабатывать собственные эмоции, находить внутренние ресурсы. Второй день — детям: как помочь ребенку справиться с тревогой и стрессом. Участники получили не только теоретические знания, но и практические инструменты и комплекты развивающих материалов для работы с учащимися.


И что важно — участники ощущали заботу организаторов на протяжении всего мероприятия, вплоть до его завершения.
Отдельное внимание MLT-land уделяет инклюзивному обучению. В школе учатся дети с особыми образовательными потребностями: двое – очно, еще шестеро – дистанционно. Для каждого из них создана команда сопровождения, в которую входят учителя, психолог, специалисты инклюзивно-ресурсного центра и родители.
В условиях войны педагоги не потеряли связь даже с теми учениками, которые оказались за границей. Онлайн-занятия, консультации, индивидуальные встречи – все, чтобы поддержать детей.

Заведение активно приобщается к образовательным инициативам. В частности, учащиеся 6-7 классов приняли участие во всеукраинском проекте StudAid – индивидуальных онлайн-занятиях с высокобальными студентами украинских вузов. Занятия проводились по украинскому языку, математике и английскому в формате микрогрупп (по два ученика) в течение 4 месяцев.
“Наша школа показала высокий уровень вовлеченности учеников в пилотном проекте – около 20 участников”, – рассказала директор.

В MLT-land делают акцент не только на академических знаниях, но и на развитии самостоятельности учащихся.
“Если пообщаться с нашими детьми – они очень мотивированы”, – рассказывает одна из педагогинь.

Особенно это заметно во время встреч с гостями — спасателями, патрульными, полицейскими.
“Наши дети всегда все знают! Во время экскурсии в кинологический центр в рамках летнего лагеря отдыха “Радуга” вели себя активно и знали ответы на все вопросы специалиста”.
Учащиеся школы активно участвуют в городских и областных конкурсах. Только в 2024 году они одержали 85 побед в интеллектуальных состязаниях.
В Запорожье этим летом Мелитопольская гимназия №23 стала одной из двух школ по всей Запорожской области, где удалось организовать работу пришкольного лагеря с полным днем пребывания и двухразовым питанием. 25 детей, учащихся 1-4 классов, в течение июня имели возможность отдохнуть, набраться сил, насколько это возможно в условиях войны.








Классы мелитопольских двух школ находятся в подвальных помещениях, что позволяет не прерывать процесс образования во время воздушных тревог. В укрытии оборудованы зоны отдыха, игровые уголки, учебные места и созданы комфортные условия для детей и учителей благодаря тесному сотрудничеству городских властей, управления образования Мелитопольского городского совета с благотворительными фондами и международными организациями.






Дети чувствуют себя в школе защищенно и уверенно. Атмосфера доверия, поддержки, уважения к личности создает настоящее безопасное пространство для обучения и развития.
“Мне кажется, что мы восстановили почти все то, что у нас было до войны. И еще больше в эти вызовы времени. Мы не позиционируем себя как подземная школа, но безопасна, однозначно”, – добавила Инна Покуса.
Образовательный центр находится по адресу: проспект Соборный, 172.
Детальнее о центре можно узнать по ссылке.
📢 Inform.zp.ua работает, чтобы вы знали правду. Мы ежедневно собираем важные новости о Запорожье, оккупированных территориях и жизни в регионе. Если наша работа важна для вас, поддержите редакцию донатом – ваша помощь позволит нам продолжать писать для вас! ❤️ Поддержать: по ссылке 👈
Авторка: Екатерина Касимова