Во время атак «шахедами» запорожцы в соцсетях регулярно жалуются на мотоциклистов, которые ездят по городу без глушителя. Обычно это особенно заметно вечером, во время воздушных тревог.
Inform.zp.ua разобрался, где в Украине действуют запреты, а также поинтересовался у городского совета, планируют ли что-то делать с этим в Запорожье.
Где в Украине уже действуют запреты
В некоторых городах и общинах Украины усиливают контроль за шумом от транспорта. Как рассказали журналистам Inform.zp.ua в патрульной полиции Запорожской области, это решение принимается органами местного самоуправления.
Первым по внедрению еще в апреле 2022 года стал Днепр – там запретили движение машин с выхлопными системами «прямоток» и другими модификациями без шумопоглотителей. В качестве причины отмечают то, что в условиях войны и постоянных воздушных тревог громкие звуки могут вызвать панику или восприниматься как звуки военной техники или боеприпасов. В случае нарушения транспорт могут принудительно изъять и доставить на специальную площадку.
В конце мая того же года, из-за многочисленных жалоб жителей на громкий рев мотоциклов в вечернее и ночное время, в Гощанской общине на Ровенщине запретили передвижение мотоциклов, которые не имеют глушителей, оборудованы «прямотоком» или управляются агрессивно и опасно. Полиция может останавливать такие транспортные средства и изымать их на штрафплощадку на период действия военного положения.
В 2024 году запрет появился и в Полтавской области. Сначала в центре города полностью запретили движение мотоциклов, однако впоследствии ограничение пересмотрели из-за недовольства мотосообщества. После обсуждения с ее представителями, а также депутатами и полицией решили, что запрет будет действовать только в ночное время – с 22:00 до 8:00.

Подобные правила на прошлой неделе ввели и в Глыбоцкой общине на Буковине. Согласно решению исполкома, с 22:00 до 08:00 там запрещается передвижение мотоциклов, мотороллеров и другого двухколесного транспорта с превышением уровня шума. А мототехника без исправной выхлопной системы или с глушителями, усиливающими звук, не может передвигаться по общине вообще – независимо от времени суток. Контроль за соблюдением правил возложен на Национальную полицию. Правоохранители будут проводить проверки в вечернее и ночное время и реагировать на жалобы жителей.

Какова ситуация в Запорожье
В патрульной полиции Запорожской области напоминают, что действующее законодательство предусматривает наказание за нарушение правил дорожного движения. Ежедневно фиксируются такие нарушения, как, в частности, проезд на красный свет, игнорирование знаков и управление в состоянии опьянения. Но специальных ограничений для мотоциклов с чрезмерным уровнем шума в Запорожье пока нет.
«Патрульная полиция и в дальнейшем продолжает обеспечивать контроль за соблюдением ПДД и призывает всех водителей, в частности двухколесного транспорта, к сознательному и ответственному поведению на дороге», — отметили в комментарии.
Журналисты Inform.zp.ua обратились в Запорожский городской совет с вопросом, планируется ли ограничение движения шумного транспорта, как это сделали в других городах. В ответ там сообщили:
«Вопрос рассматривается. Пока что окончательного решения нет».
Между тем в запорожских телеграм-каналах горожане массово жалуются на мотоциклистов, которые ездят без глушителей – особенно в летний период. Сообщения поступают со всех районов города: шум слышен ночью, во время воздушных тревог и атак «шахедами», что вызывает беспокойство и раздражение среди жителей.


Скриншоти з телеграм-каналів “ЗАПОРІЖЖЯ.ІНФО” (1) та “ЗаБор”


Рассматривают ли этот вопрос на всеукраинском уровне
Сейчас в украинском законодательстве нет четкого запрета на вождение транспорта с повышенным уровнем шума. В частности, в Кодексе Украины об административных правонарушениях есть ответственность за управление технически неисправным или переоборудованным транспортом, но эта норма не всегда охватывает случаи, связанные именно с шумом. Также существует ответственность за превышение «воздействия физических факторов», но это понятие не имеет четкого определения.
Кроме этого, рассмотрением нарушений занимаются органы экологического надзора или санитарно-эпидемиологическая служба, тогда как полиция может реагировать только на превышение содержания загрязняющих веществ в выхлопах.
Между тем законопроект №9564, который должен был ограничить движение транспорта с чрезмерным уровнем шума в Украине, с 2023 года так и не сдвинулся с места. Документ зарегистрировали в Верховной Раде 4 августа и в тот же день направили на ознакомление, а в феврале 2025 года его добавили в повестку дня. Однако с тех пор он вообще не продвигался по этапам рассмотрения.
Согласно законопроекту, предлагается ввести четкие нормы допустимого уровня шума от автомобилей и мотоциклов в населенных пунктах. За превышение грозит штраф в размере 17 000 гривен. Под действие могут попасть спорткары, громкие мотоциклы или транспорт с модифицированными выхлопными системами. Во время военного положения такие шумовые звуки похожи на звуки вражеских беспилотных летательных аппаратов (Шахедов), дронов и создают представление об авиационной и ракетной опасности, отвлекая Вооруженные Силы Украины и правоохранителей», – говорится в пояснительной записке.
Здійснено за підтримки Асоціації “Незалежні регіональні видавці України” та Amediastiftelsen в рамках реалізації проєкту Хаб підтримки регіональних медіа. Погляди авторів не обов’язково збігаються з офіційною позицією партнерів.