Почему некоторые волонтёры «перегорают» к животным? Легко забирать животное из неприемлемых условий? Бывают ли у зоозащитников выходные? О своей жизни и работе волонтёром в интервью Inform.zp.ua рассказала зоозащитница Олеся Кулык.
О том, как зарождалась «Стая»
«Волонтёрством занимаюсь 11 лет»
– Меня с самого детства окружали животные, они всегда были параллельно любой моей деятельности (учёбе, работе – прим. автора). Понятие «Стая» у нас появилось 3 года назад, когда я выкупила первую лису – Фокси. Приютом свой дом я называть не хочу, в этом чувствуется обречённость. Волонтёрством стала заниматься с 18 лет, сначала были кошки и собаки, три года назад появились дикие животные.
Об образовании и работе
«По образованию я журналист»
– Когда пришло время выбирать профессию, то выбрала журналистику. Поступить в ЗНУ на бюджет не получилось, и я пошла на заочное отделение. Параллельно торговала на рынке, а после окончания учёбы – стала заниматься копирайтом. Последнее посоветовала мне знакомая, которая помогала моим собакам.
«Животными занималась и во время учёбы. Когда их было до 60 – хватало заработанных денег на копирайте, когда их количество выросло – стала собирать деньги»
«По ночам работаю копирайтером, денег хватает»
– Я работаю копирайтером, чаще всего – ночью, потому что «Стая» спит. Денег на себя хватает, т.к. запросы у меня небольшие: косметикой я не пользуюсь, дорогую одежду не покупаю. У меня хватает деньги, но мне это просто неинтересно.
О том, как волонтёры забирают животных и сотрудничестве с госслужбами
«Люди не считают, что издеваются над животными»
– Зачастую мы выкупаем животных, например, со зверофермы. Люди не считают, что издеваются над животными. Один из фермеров хранил лис в маленьких клетках и кормил пшеничной кашей, а не мясом, и для него это было в порядке вещей. При выкупе он даже не сбивал цену, животные для него – обычный товар.
«Полиция не может забрать животное, если это собственность хозяина»
– Закон о защите животных ещё «сырой», поэтому правоохранители не имеют право забирать домашнего питомца у хозяев. В случае если животные, в частности дикие, попадают в ДТП, то на место вызывают меня. Поскольку сотрудники «Кобры», Нацполиции и ГСЧС – не привиты от бешенства и не имеют права подходить к диким животным.
О работе «Стаи»
«Безопасность животных – прежде всего»
– Всего нас в доме живёт три человека – я, Лёша (парень Олеси) и моя подруга Лина. Один из нас всегда остаётся дома, чтобы следить за «Стаей». У каждого свои обязанности, которые, в случае чего, мы перекидываем друг на друга. Кроме того, есть не самые лучшие люди, которые подкидывают нам животных, из-за чего мы не можем даже свой дом обозначить.
«Если могу взять ещё животных, то забираю подкидышей к себе. Животные проходят обработку, вакцинацию, если нужно – лечение»
«В стае главная – я»
– Животные должны чётко понимать кто их хозяин, иначе просто перестанут тебя слушаться. В «Стае» главная – я. Я их кормлю, ухаживаю за ними и наказываю, в случае чего. Если нужно, чтобы собаки во дворе успокоились – делаем звук палкой (стучит деревянной палкой) и они умолкают и расходятся. С кошками и дикими животными такой приём не работает.
«Котов и собак мы не принимаем с августа – у нас перегруз»
– Мы не приют. Это частный дом, во дворе которого бегают как волонтёрские животные, так и мои. Питомцев должно быть определённое количество, чтобы мы могли обеспечить достойный уход и пропитание. Кроме того, каждому животному нужно достаточно места.
«Сейчас я беру только тех, кого могу потянуть – это элементарная ответственность перед животными, которые у нас живут. Часть из животных останется с нами навсегда, часть – отдаётся в добрые руки»
О работе с дикими животными
«В Запорожской области я единственный волонтёр, работающий с летучими мышами»
– В нашей области я единственный волонтёр, умеющий и работающий с летучими мышами. Раньше занималась только домашними животными, но 3 года назад начала работать с дикими.
«Котики и собачки – это мило, но они разрушают дом и двор. Работа с дикими животными мне интересна и позволяет развиваться»
«С дикими животными научилась общаться благодаря волонтёрам»
– Не все волонтёры готовы одинаково предоставлять информацию. Например, по песцам мы общаемся с иностранными волонтерами, т.к. у них это больше развиток это больше там развито и они готовы поделиться закрытой информацией. У нас таких центров я не нашла.
Также, кроме волонтеров, я работаю с орнитологами и биологами, как нашей страны так и других стран. По рукокрылым я являюсь волонтером от Центра Рукокрылых в Харькове, там работают биологи.
«Информация передаётся от волонтёра к волонтёру. Например, одна киевлянка собрала ценную информацию, куда можно передать диких птиц»
О выходных, сне и нехватке «рук»
«Выходных не бывает, но отпуск случается»
– Выходных у меня не бывает, ведь за животными всегда нужен уход. Зимой получается спать подольше, т.к. животных немного меньше. Летом же «Стая» вырастает раза в четыре (рождаются малыши), плюс начинается «большая стройка» – вольеры, будки и т.п. В этот период мой сон сокращается до 4-5 часов.
Зимние месяцы – это период затишья, но всё равно идут стреляные птицы, мыши, слабые ёжики; также нужно утеплять вольеры… Работы всегда хватает, но раз в год, на неделю, я езжу в горы – это традиция.
«Зима – сезон поиска помощи»
– В «праздничные месяцы» у нас острая нехватка «рук» и средств, поскольку люди готовятся к праздникам, закупают подарки. Это нормально, это сезонно, поэтому мы учитываем это заранее. В прошлом году мы организовали ярмарку, вырученные средства от которой пошли на содержание животных. В этом году мы тоже организуем небольшую ярмарку.
«Минимальная помощь – физическая. Например, раз-два в неделю к нам приходят добровольцы, чтобы помочь убрать вольеры или помыть переноски. Но выгребать вольеры при -10 градусов – это сложно. Особенно людям, которые не жили в селе и не сталкивались с таким»
О «выгорании» волонтёров
«Бросить волонтёрство хотят те, кто работает с животными из-за жалости. Я же занимаюсь этим от любви»
– Чаще всего волонтеры перегорают из за того, что не могут найти баланс между жизнью личной и зоозащитной деятельностью. Люди, у которых нет первого, часто кидаются на второе и перегорают, поскольку нет сил и ресурсов для восстановления. Что касается меня и множества людей из моего круга общения – это люди, у которых животные это огромная часть жизни. Помощь животным – моя цель и она со мной идёт по жизни с детства. Поэтому здесь крайне сложно перегореть.