Главная » Блоги » Экология рек в Запорожье: кто решит проблему сокращения водных ресурсов и их возобновления

Экология рек в Запорожье: кто решит проблему сокращения водных ресурсов и их возобновления

В Запорожье с 2018 года существует целевая «Программа ревитализации малых рек и других водоемов Запорожья на 2018-2028 годы». 

Решением Запорожского горсовета №70 от 11.06.2021 принята Програма про фінансування природоохоронних заходів за рахунок екологічних надходжень на 2021-2023 роки

*Средства на восстановление рек, которые прописаны в проекте решения городского совета. Скрин программы. Первая графа – запланированная сумма всего, 2 графа – запланированная на 2021 год.

Речку Сухая балка, которую должны были расчистить за 5,5 млн грн в этом году, высохла. В то же время, в решении горсовета сумма на расчистку реки выросла на 2 млн (до 7,27 млн).

Журналисты с активистами общественной организации «Экосенс» и учеными ЗНУ прошли  по всем малым рекам, которые должны были расчищать в этом году.  Первой стала экспедиция по берегам Сухой Московки, чтобы посмотреть расчистку русла за 26,3 млн. грн.

 Работы по расчистке русла рек проводятся на основании проектной документации, которая должна соответствовать требованиям Водного кодекса Украины, и должна проводиться оценка влияния на окружающую среду в соответствии с законом Украины «Про оцінку впливу на довкілля». “Поэтому, эти мероприятия капиталоемкие и длительные по времени”, — говорится в ответе заместителя начальника управления по вопросам экологической безопасности Запорожского городского совета Галины Нарсеевой.

Выше мы писали проектах расчистки рек, средства на которые должны были быть выделены, согласно решению горсовета.

Однако, как проинформировало Управление, в 2021 году за счет средств городского бюджета (из фонда охраны окружающей среды) выполняются следующие работы по возобновлению и поддержке благоприятного гидрологического режима рек:

  • Расчистка русла Б. Сухая в районе Опытной станции в Коммунарском районе: завершена процедура ОВД, сумма финансирования 121 тыс. грн. Проведены проектно-изыскательные работы на сумму 2,46 млн. грн.
  • Расчистка устья реки Мокрая Московка до железнодорожного моста Запорожье-1 – Запорожье-2, в Александровском и Коммунарском районах: проводится ОВД на сумму 232 тыс. грн.
  • Расчистка русла р. Сагайдачка в Днепровском районе: проводится ОВД на сумму 119,3 тыс. грн.

Мы обратились за уточнением к Юлии Ивановой, начальнице отдела экологической безопасности управления по вопросам экологической безопасности Запорожского городского совета.

«Я считаю, хорошо, что есть городская программа ревитализации рек и понимание, куда движемся. Далее каждый исполнитель, а это районные администрации по каждому району города, понимая свою проблематику, организует обследование реки. Когда произошло заиливание реки и нужно удаление ила с дна реки, то требуются специалисты по расчистке, проведение ОВД, — объяснила чиновница.

В то же время райадминистрации на постоянной основе должны поддерживать природное состояние реки, не допускать зарастания и засорения, не допускать, чтобы люди сбрасывали в реки отходы. Берега рек тоже нуждаются в уходе: расчистка от мусора и сухой растительности должна делаться ежегодно. Это не требует миллионов дополнительных финансовых средств, достаточно тех, что выделяются из бюджета ежегодно».

Специалист подчеркнула, что в каждом районе есть свои комиссии по вопросам благоустройства и свои мысли у представителей органов местного самоуправления, какие именно реки нужно расчищать или благоустраивать их берега. Затем предложения выделить на это средства доносятся до депутатов горсовета, проходят через постоянные депутатские комиссии и доходят или нет до голосования на сессии и принятия положительного решения.

Так, в 2016 году находили возможность для расчистки короткого отрезка р. Сухая Московка в районе Верещагина, затем в 2018 году расчистили часть русла р. Верхней Хортицы. В 2019, 2020 и 2021 году городских денег на ревитализацию рек не находили. 

Климат меняет реки

В «Стратегии национальной безопасности Украины» (2020 год) акцентируется, что в условиях изменения климата и рост техногенной нагрузки на окружающую среду учащаются метеорологические и гидрологические засухи, следствием которых является катастрофическое снижение водного стока рек. Украина уже занимает 124 место среди 181 страны по обеспеченности водными ресурсами (The World Bank Group,2020).

Ученые Института водных проблем мелиорации НААН отметили уменьшение водности рек бассейна Днепра. Водность стока Днепра в створе Каховской ГЭС уменьшилась на 20% или почти 150% полезного объема Каховского водохранилища.

 

По данным исследования «АНАЛІЗ ВПЛИВУ КЛІМАТИЧНИХ ЗМІН НА ВОДНІ РЕСУРСИ УКРАЇНИ» (2021), Запорожская область относится к маловодным областям с катастрофически низкой обеспеченностью местными водными ресурсами.   

По данным УкрНИГМИ и мирового климатического центра CRU (Краковская и др., 2008), с 2041 года в Запорожской области «климатический сток» может уменьшиться в 10 раз, и возможно полное прекращение местного поверхностного стока в маловодные годы.

Кто загрязняет реки?

По данным государственного учета водопользования в 2020 года, в поверхностные водные объекты сброшено 5210 млн м3 сточных вод, в т.ч .:

  • предприятиями промышленности — 3284 млн м3
  • ЖКХ — 1513 млн м3
  • предприятиями сельского хозяйства — 349 600 000 м3.

Из общего объема сброшенных в водные объекты сточных вод, загрязненные — 952 млн м3 (18,27%), нормативно-очищенные — 1058 млн м3 (20,31%), а преимущественно без очистки как «нормативно-чистые» — 3048 млн м3 (58,51%).

Если проанализировать, то топ загрязнителей следующий:

  • предприятия ЖКХ (которые в 2020 сбросили 585 300 000 м3 загрязненных сточных вод).
  • предприятия промышленности: сбросили 301 400 000 м3 загрязненных сточных вод
  • предприятия сельского хозяйства: сбросили 15 370 000 м3 стоков.

Все приведенные источники загрязнения контролирует государство.

А в разы больше загрязняет реки существует так наз. диффузное загрязнение –  поверхностный сток с загрязненных территорий: от не имеющих канализации населенных пунктов, от сельского хозяйства, от транспорта, площадок твердых бытовых отходов. 

Что делает государство?

Минприроды вот уже пять лет планирует перезагрузить всю систему мониторинга окружающей среды. Еще в конце 2016 года, учитывая требования Водной директивы ЕС, в Водный кодекс Украины были внесены изменения, требующие определять экологическое состояние поверхностных вод по биологическим, гидроморфологическим, химическим и физико-химическим показателям. Однако до сих пор качество воды в малых реках городов не контролируется.

 «На сегодняшний день Украина продолжает создавать современную систему мониторинга качества вод. У нас уже есть 4 лаборатории Госводагентства для мониторинга поверхностных вод. Одна из них недавно получила сертификат об аккредитации в соответствии с требованиями ДСТУ EN ISO / IEC 17025: 2019. Ожидаем, что остальные три также будут сертифицированы. Надеемся, что мониторинг подземных вод также заработает уже со следующего года», — рассказал заместитель министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Украины Михаил Хорев.

 

При поддержке проекта ЕС «Водная инициатива Европейского Союза плюс для стран Восточного партнерства (EUWI +)» в одной из лучших лабораторий ЕС было проверено более 67 000 показателей в рамках исследований 27 образцов воды и 5 образцов биоты. Пестициды, фармацевтические препараты и тяжелые металлы обнаружены в концентрациях, которые превышают экологические стандарты качества ЕС. (Ознакомиться с отчетом)

Чиновник считает достижением, что Минрегион разработал программу «Питьевая вода Украины», которая предусматривает выделение средств на модернизацию очистных сооружений.

«Основными загрязнителями водоемов являются водоканалы. А создание современной системы очистки таких вод на водоканалах решит 70% проблем с загрязнениями наших рек», — говорит Хорев.

Ранее существовала Регіональна цільова програма „Питна вода Запорізької області” на 2012-2020 роки, из средств которой финансировались ремонты водопроводов в области.  

Отметим, что «Регіональна программа розвитку водного господарства та екологічного оздоровлення басейну р. Дніпро на період до 2021 року по Запорізькій області» была профинансирована и выполнена всего на 45%. Причем государство более склонно выделять средства на развитие мелиорации, то есть смотрит на воду как ресурс для сельского хозяйства.

Несмотря на то, что СНБО еще в 2020 году предупреждал, что оптимизация использования водных ресурсов и обеспечение населения питьевой водой – это уже стратегический вопрос национальной безопасности для Украины в условиях изменения климата.

Джерело: БУВР Приазов’я

Выводы

В Украине есть правильные директивы, нужные законы и хорошие программы по охране рек и водных ресурсов. Но есть большая проблема с их выполнением. Главный вредитель рек, как вообще экологии в Запорожье, – равнодушие.

Часто люди, желая сэкономить пару десятков гривен, приносят свой мусор на берега рек и выводят в реки канализационные стоки, а недобросовестные предприниматели, владельцы разных фирм, кафе, автомоек, автомастерских – сбрасывают в реки стоки без очистки.

В парламенте ко второму чтению готовится законопроект № 3091 «Про державний екологічний контроль», который усилит контроль за нарушением законодательства в сфере загрязнения водных ресурсов и осуществления незаконных сбросов сточных вод. Когда нет осознанности – необходимы жесткий контроль и штрафы.

Авторка – Татьяна Жавжарова