Мы в соцсетях
INFORM.ZP.UA – это информационный портал и сайт новостей города Запорожья. Каждый день мы рассказываем главные и свежие новости политики, экономики, культуры, криминал, происшествия, спорта Запорожья и Украины. Фото и видео репортажи за сегодня. Онлайн актуальные и последние новости Запорожья и Запорожской области за день. Информация и персоны Запорожья. INFORM.ZP.UA публикует статьи запорожских журналистов, расследования и честную аналитику. Мы очень ценим наших читателей и отбираем и размещаем для них самую важную информацию о событиях города Запорожья и области.
----:--
Мы в соцсетях
Головна » Общество » Почему запорожские улицы затапливает после каждого дождя и кто за это должен отвечать

Почему запорожские улицы затапливает после каждого дождя и кто за это должен отвечать

Почему запорожские улицы затапливает после каждого дождя и кто за это должен отвечать

Іллюстративне фото

 В Запорожье есть одна неизменная традиция – после того, как в городе пройдет ливень или затяжные дожди, улицы превращаются в «маленькую Венецию». Это происходит из-за неспособности ливневых канализаций полностью их у себя «поглотить». Почему так происходит – разбирались наши журналисты.

В начале и в конце июня такой “потоп” произошел в нескольких районах Запорожья: на Прибрежной магистрали, на улице Победы возле мостоперехода у Вознесеновского рынка, на кольце в Южном микрорайоне, на Опытной станции в Коммунаровском районе, на улице Иванова в Шевченковском районе на развилке дорог.

Но последствия таких подтоплений улиц не заканчиваются фотографиями в социальных сетях и промокшими тапочками.

В первых числах июня вечером запорожец Владислав раз ехал с работы домой, до какой обратил на прибрежных магистраль. Там он со своей машиной оказались у брода, а вместе с ним еще с десяток автомобилистов. По словам Владислава, его машина ехала наполовину в воде. И уже на следующий день после такой «поездки» авто завелось только с третьего раза. Владислав поехал на станцию ​​технического обслуживания. Там ему, а точнее его машине, вынесли «диагноз» – гидроудар.

Оказалось, что во время того, как он передвигался по улице, которую затопило дождем, под капот машины попала вода. И теперь автомобиль нуждается в капитальном ремонте двигателя. Автомастер подсчитал примерную сумму ремонтных работ – от 2,5 тысячи долларов. Таких убытков нанесла непогода в городе.

Разберемся подробнее в причинах, почему так произошло.

Аномальное количество осадков и «закатывания» города в бетон

В середине июня после мощного ливня затопило подвал и часть первого этажа гимназии №11 в Александровском районе. Как сообщили в мэрии, во время непогоды дождевая канализация не справилась с большими объемами воды. Поэтому она двинулась в здание школы. В результате ливневую канализацию решили модернизировать, чтобы она смогла больше пропускать сквозь себя воды.

Гимназия №11

По словам синоптиков, за первые трое суток в начале июня в Запорожской области выпало от декадной к месячной нормы осадков. А в самом Запорожье выпала полуторамесячная норма.

Всего в областном центре есть 5105 ливнесточных колодцев (ливни канализации) и 1811 люков (смотровые колодцы). Их общая протяженность составляет почти 162 км. Но эти цифры бессильны перед аномальными погодными условиями, такими как ливни или продолжительные дожди. По крайней мере так считает Виктор Хоцкий, заместитель директора департамента инфраструктуры и благоустройства Запорожского городского совета.

По его словам, ливневые канализации не справляются с большим количеством осадков исключительно из-за их избыточность. И это приводит к подтоплению улиц в Запорожье.

Строились эти сети, начиная с 1970-х годов. И чтобы они работали, в них необходимо вкладывать средства. Поэтому нужно заменять те коммуникации, вводить новые технологии. Это те методы, которыми пользуются во всем мире – где замена, где капитальный ремонт, где реконструкция труб, где обустройства … это комплекс задач, – объяснил Виктор Хоцкий.

А вот сотрудник коммунального предприятия, которое занимается обслуживанием «ливневок», другое мнение:

Ливневые канализации в Запорожье не требуют замены, скорее их надо дополнять, достраивать. То есть к существующей канализации надо строить дополнительную. Ведь городская площадь растет, открытого грунта уменьшается. Дождевая канализация на такую ​​площадь приема воды не рассчитана. Именно поэтому и происходят такие подтопления улиц.

Бюджет не резиновый

В рамках Программы развития инфраструктуры и комплексного благоустройства Запорожья на 2020-2022 годы, на текущий год выделено 3,5 миллиона гривен для содержания ливневой канализации. По состоянию на начало июня 2021 потратили 63% бюджетных средств – это чуть более 2 млн грн.

Ливневые канализации находятся на управлении в районных администрациях. Именно там должны о них заботиться, чистить от мусора, листьев и грязи. В райадминистрациях проводят тендеры на очистку канализационных систем, а подрядчики эти работы выполняют.

Пять из семи районных администраций Запорожье заключили соглашение на очистку ливневых канализаций на 1, 811 000 000 с начала 2020 года. Об этом стало известно с сайта электронных закупок “Prozorro”.

Как пояснил Виктор Хоцкий, проблемы решают тогда, когда они возникают. То есть когда-то аварийное случится – сразу выделяют средства и ремонтируют. Но все же городской бюджет не «резиновый», на все деньги невозможно заложить. В бюджете 3500000 и еще планируем 3 млн.

Мы выполняем эти работы, но чтобы все работали в идеале, чтобы нас не подтапливало, нужно все эти сети – большой организм, поддерживать в надлежащем состоянии. Также надо учитывать требования нынешнего времени. Ведь даже в течение получаса может выпасть месячная норма осадков, – подчеркнул Хоцкий.

В то же время он склоняется к мысли, что ливневые канализации в Запорожье требуют обновления. Для того, чтобы увеличить пропускную способность «ливневок», необходимо разрабатывать новые проекты и планы реконструкций.

Очистка современными методами и лопатами

Но сколько бы реконструкций труб ливневых канализаций не стали бы, это все бесполезно, если их периодически не очищать. В Запорожье такими работами основном занимается коммунальное предприятие «ЭЛУАД».

Коммунальщики очищают дождеприемники – это та часть, которую мы видим на дорогах, – решетку. Под ней находится ливневый колодец. Его также полностью очищают. Промывка труб канализации преимущественно делают “гидродинамическим методом”.

Простыми словами, подъезжает специальная машина к сорной участка и пускает в тот самый колодец мощный ток воды. В результате вода сбивает весь “мусорный пробка”, который был под решеткой и мешал принимать осадки. Поэтому вымывается все накопленное там.

После этого все эти отходы выгребают лопатами и вывозят на полигоны ООО «Экопост».

То есть, главная задача коммунальщиков в этом процессе – очистить канализации от того, что попадает под решетку и мешает принимать воду в себя во время ливней.

Ремонтировать, нельзя утонуть

В Запорожском городском совете на запрос журналистов ответили, что в городе заложены средства как на разработку проектно-сметной документации, так и на выполнение ремонтных работ систем водоотведения.

Так, в этом году завершат разработку проекту реконструкции ливневой канализации по улице Победы в районе Вознесеновского рынка. Этот участок один из самых проблематичных, ведь подтапливается после каждого дождя.

Также в Коммунарском районе сделают капитальный ремонт системы водоотведения на автодороге «Харьков – Симферополь».

Кроме того, построят систему водоотведения в районе жилых домов по улице Ак. Климова, 1 – круговая, 109.

Новую ливневую канализацию обещают проложить и по адресу ул. Чаривна, 105-107.

Начать с зеленых зон

Вячеслав Петрушевский, доцент кафедры транспортных технологий Национального университета «Запорожская политехника», предлагает начать решение проблемы подтопления улиц Запорожья по восстановлению зеленых зон.

Вы обращали внимание на состояние газонов? Но не тех, по которым ухаживает КП «Зеленстрой» или частные владельцы. Там происходит этажное эрозия. То есть под воздействием осадков, ветра, верхний слой почвы меняет свою структуру. И в большинстве зеленых зон покрытия выглядит как в пустыне. Вот из-за этой «пробки» осадки не проходят, – объясняет Вячеслав Петрушевский. – Можно обратить внимание, когда идет дождь, то вода на газоне, по которому ухаживают, поглощается как в губку. А если это зеленая зона, по какой кто гуляет, ставит свой автомобиль – это верхний слой почвы теряет возможность фильтрации воды. И поэтому вода, которая могла в этот газон поглотиться, следует оттуда, выносится плодородный грунт. И весь этот поток грязи стремится к решеток системы ливневой канализации и забивает ее. То есть, первое, с чего можно начать – привести в порядок все эти зеленые зоны, чтобы на них происходила фильтрация воды. Также важно, чтобы они были не выше тротуары. Тогда вода будет стекать уже не с газонов на тротуары, а наоборот.

«Город-губка»: новый подход в Германии

Эта страна время от времени до недавнего страдала от количества дождей, которые подтапливали целые кварталы. Городские власти Берлина и предприятие, которое обеспечивает водоснабжение, внедрило программу экономного обращения с дождевой водой. Этот проект сокращенно называют «Город-губка». То есть надо было озеленить столицу, чтобы избежать подтоплений после ливней.

В целом ливнесточные канализации везде строили для того, чтобы максимально быстро отвести водные массы с улицы, условно говоря, под них. Но очевидно, что изношенность канализационных сетей не может справиться с такой нагрузкой воды.

Поэтому немцы высаживают кусты, деревья, сеют газоны на крышах и в общественных местах. А они, в свою очередь, поглощают в себя дождевую воду.

Постдамская площадь

Также немецкие архитекторы внедряют строительство детских площадок, газонов, которые могли бы на время стать «лужей», вода из которых испарялась бы и охлаждать здания рядом. Такой подход уже реализовали в центре Берлина на Потсдамской площади. По словам коммунальщиков, именно такие автономные кварталы справлялись с осадками лучше других.