Сфера ЖКХ и COVID-19: как пандемия повлияла на работу запорожских компаний

Долги жильцов за коммунальные услуги, отсутствие поддержки государства и небезопасные условия для работников – малый перечень того, с чем столкнулась сфера ЖКХ из-за пандемии COVID-19 и карантина. На городские управляющие компании возложена обязанность регулярной санитарной обработки многоквартирных домов. Поэтому остановить работу управляющие компании не могли. 

Мало кто задумывался из жильцов, что у управляющих компаний помимо увеличения стандартной работы по домам, добавилась еще дезинфекция подъездов и обеспечение средствами индивидуальной защиты своих сотрудников. Прописанной услуги по дезинфекции подъездов у жильцов не было, а значит компенсации затрат на дезинфицирующие средства тоже. Компании по распределению газа, света, электроэнергии и воды тоже столкнулись с увеличением долгов потребителей. Сфера ЖКХ оказалась на пороге кризиса. 

INFROM.ZP.UA постарались разобраться в том, как запорожская сфера ЖКХ переживала карантин и какие перспективы ее работы будут до конца 2020 года.

Карантин и долги за коммуналку

Государственная служба статистики подсчитала долги населения за услуги ЖКХ в пик пандемии. Их сумма по всей стране достигла 32 миллиардов гривен. 

В Запорожье оплата услуг снизилась почти на 50%. С долгами от потребителей услуг ЖКХ столкнулись все коммунальные службы и управляющие компании. Запорожская служба статистики оценила долги населения в апреле за газ в 1125,2 млн.грн, за электроэнергию – 409,9 млн.грн, за воду – 322,7 млн.грн, за вывоз твердых отходов – 56,7 млн.грн и за услуги управляющих компаний – 359,6 млн.грн.

Запорожцы аргументировали неоплату услуг обострившимся карантином, в условиях которого ограничили посещение торговых центров, магазинов, центров обслуживания. Соответственно, оплачивать коммунальные услуги оставалось только в режиме “онлайн”.

Карантин – время для онлайн коммуникации и запуска чат-ботов

Социальные сети и мессенджеры в период пандемии стали едва не единственным способом коммуникации между поставщиками услуг и потребителями. Все вопросы люди учились решать не выходя из дома, а услуги, за которыми нужно было ходить в офисы – перевели в режим “онлайн”. И так случилось со многими сферами, начиная образованием и заканчивая бизнес-услугами.

Для своевременной и удобной оплаты услуг “Запорожьеоблэнерго” (Telegram)  разработало и запустило чат-бот для передачи показаний и получения актуальной информации по тарифам. Такие же чат-боты были и у “Водоканала” (Telegram) и “Запорожгаза” (7104ua в Viber).

ОСМД И ЖСК на карантине

Минрегионом разработаны рекомендации руководителям объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) на время карантина.

Помимо оперативного информирования жильцов дома о ситуации, связанной с карантином и профилактических мерах, позволяющих избежать заболевания коронавирусом, в обязанности председателей входит организация периодической дезинфекции дома и всех поверхностей, которых касаются люди: мойка кабины лифта, помещения на первом этаже, ручек входных дверей, перил лестницы и т. п. Дворники и уборщики должны обеспечиваться средствами защиты.

По возможности председателям необходимо ограничить доступ жильцов к детским и спортивным площадкам – разумеется, действовать в этом случае нужно словом и убеждением. А также поддерживать связь с теми жильцами, которые могут нуждаться в посторонней помощи, – одинокими пожилыми людьми, инвалидами, тяжелобольными, если есть возможность, организовать им помощь своими силами либо передать информацию о таких людях в местные органы социальной защиты, волонтерские организации.

Адаптация работы управляющей компании с приходом пандемии

В начале сентября 2017 года в Запорожье огласили результаты конкурса на управление многоэтажками. Победителями конкурса стали две частные фирмы: “Мрия” и “Місто для людей” и одно КП – “Запорожремсервис”.

Про опыт работы во время карантина нам рассказала директор по маркетингу запорожской управляющей компании “Мрия” – Маргарита Герговская.

Управляющая компания “Мрия” уже давно открыла онлайн-платформы для общения с клиентами, и вначале карантина они частично переместили свою работу в “онлайн”. Компания есть почти во всех социальных сетях и мессенджерах: это официальный сайт, Facebook, Instagram, а также корпоративные чаты в Telegram и Viber. 

Мы используем все доступные средства коммуникации с людьми и во время карантина общались с жильцами через Facebook, Instagram, куда люди писали свои просьбы и пожелания, – рассказывает Маргарита Герговская, директор по маркетингу запорожской управляющей компании “Мрия”.

Как и все запорожцы, вначале карантина управляющая “Мрия” тоже столкнулась с отсутствием на рынке дезинфицирующих средств. Однако, нашла выход в приготовлении раствора самостоятельно, по рекомендациям Министерства здравоохранения. 

Одновременно с этим компания делала заказы на поставку дезинфицирующего средства “Дезмол” – это раствор украинского производителя, который изготавливают в Днепропетровске. Средство используется в пищевой промышленности, для дезинфекции посуды, емкостей, не имеет запаха и безвредно для населения. 

После объявления карантина мы поняли, что на нас лежит большая ответственность как за сотрудников, так и за жителей многоквартирных домов. Первое время мы еще адаптировались, а спустя время начали работать. До того, как городская власть обязала проводить дезинфекцию домов, наш генеральный директор уже дал указ по предприятию о том, чтобы мы уже занялись дезинфекцией. Мы начали работать на опережение, – отмечает Маргарита.

Изначально дезинфекция домов как услуга не была заложена в тарифе ни одной управляющей компании Запорожья. И никто не мог предугадать, что в 2020 году компании будет ждать усиленная борьба с COVID-19. Сейчас управляющая компания “Мрия” продолжает проводить дезинфекцию домов, несмотря на спад актуальности обработки подъездов. 

Если посмотреть на статистику колл-центра “15-80”, которую нам регулярно присылали с горсовета, то можно увидеть, что в последние несколько недель или вообще не поступало заявок, или поступали по несколько в день, то есть такого ажиотажа как раньше не было, – рассказывает Маргарита.

Пандемия – возможность сказать нуждающимся “Вы не одни”

В период карантина запорожские бизнесы, компании и благотворительные фонды всесторонне помогали больницам, медикам и населению переживать последствия коронавируса. Помогали чем могли: и средствами защиты для медиков, и аппаратами ИВЛ, и продуктовыми наборами. 

“Мрия” тоже не осталась в стороне и приложила немало усилий, чтобы собрать и развозить продуктовые наборы нуждающимся запорожцам. 

Сейчас мы можем за месяц охватить помощью около 30 адресов. Под помощью подразумеваются продуктовые наборы, в которых есть и мясо и крупы, макароны, сладости, фрукты. Приблизительная стоимость одного набора 300 гривен. Раньше, когда был ограниченный бюджет, мы не могли охватить помощью абсолютно всех, и повторно привозить человеку продуктовые наборы. Сейчас ситуация изменилась и наши менеджеры помогают со списками людей, которые ежемесячно нуждаются в поддержке, – рассказала Маргарита.

Помощь от управляющей компании получили и медицинские учреждения. По инициативе учредителей “Мрии”, в больницы передавали дезинфицирующие средства, индивидуальную защиту для медиков. Выбор больниц определялся потребностью медперсонала в средствах для борьбы с COVID-19. Помощь получили: 9-я городская больница, областной лабораторный центр, подстанция скорой помощи, 8-я городская больница. На это все у компании ушли десятки тысяч гривен. И на этом компания не останавливается.

Если говорить о том, как карантин отразился на работе управляющей компании, реальность будет не особо позитивной. Пострадали почти все сферы деятельности компании, начиная от несвоевременной оплаты жильцов за услуги, заканчивая увеличенной нагрузкой на сотрудников в период пандемии. 

Перспективы отрасли ЖКХ после карантина

Долги за коммуналку не исчезнут сразу после окончания карантина. В этой ситуации на первую роль должно выйти государство – с поддержкой всей коммунальной сферы. Коммунальные службы, как и медики, стоят в первых рядах в борьбе с коронавирусом, затраты которых выросли в период карантина на 650 млн грн в месяц, ведь фактически весь технический персонал управляющих компаний (около 80 тыс. по всей Украине) был направлен на проведение дезинфекции в жилом фонде, притом что эта статья затрат не планировалась в бюджете ЖЭКов на 2020 год. И если в столице нашли возможность выделить деньги на дезинфекцию из местного бюджета в размере 22 млн грн, то Запорожье компенсации не выделяются.

Эксперты считают, что учитывая ситуацию, сложившуюся в связи с неплатежами, для спасения отрасли было бы правильным предусмотреть, например, возможность получения коммунальными предприятиями частичной компенсации затрат в виде банковского кредита под 3% годовых в госбанках сроком до 31.12.2020 года для покрытия затрат управляющих компаний в сумме 1,4 млрд грн, и 1,6 млрд грн – для поддержания финансовой устойчивости.

После введения адаптивного карантина в Запорожье, ситуация в сфере ЖКХ стабилизировалась. Долги за электроэнергию, свет и воду начали постепенно оплачивать, а работники коммунальной сферы возвращаться к первоочередным задачам. 

Гарантий того, что пандемия не повторится и мы снова не окажемся на вынужденном карантине – нет. Но мы можем быть уверены, в какие бы условия пандемия не поставила сферу ЖКХ, в Запорожье найдут решения как сделать жизнь людей безопаснее и комфортнее. 

Материал создан в рамках проекта “Жизнь после”. Проект финансируется из ресурсов собственной программы Фонда Международной Солидарности – “Free Media Programme”

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: