Роман Соха: відстоювання власної позиції та інформаційне навантаження народного дептутата

Продовжуємо знайомство з новообраними депутатами. В рамках спільного проекту з радіо «Максимум-Запоріжжя» Inform.zp.ua запросив Романа Соху – народного депутата, мажоритарника від політичної партії «Слуга народу».

-За умовами проекту ми нічого не повідомляємо з біографії новообраних народних депутатів і просимо Вас розповісти. Саме про Вас, напевно, найбільше писали під час передвиборчої агітації. Виборці досі не знають, що з того правда, а що фейк?

Роман Соха: Ещё на этапе выборов мы попытались всё расставить на свои места, я дал несколько интервью. Многие вещи, которые писали, действительно были придуманы, в частности, наша дружба с господином Кальцевым. Я уже устал повторять эту историю: с моей же стенки на Фейсбуке взяли фотографию, которая была сделана в «яичное воскресенье», мы оба находились за оцеплением. В тот момент, когда я «воспитывал» сепаратистов, Кальцев проходил мимо. Фотограф запечатлил момент, вот так родилась эта фотография. В дальнейшем, когда её обрезали, родился контекст моей дружбы с господином Кальцевым.

– Тепер Ви спілкуєтесь?

Мы общаемся с его младшим братом, потому что Владимир Кальцев является действующим депутатом Верховной Рады 9-го созыва от политической партии «Опозиційна платформа – За життя». Поэтому да, мы видимся, обсуждаем жизненно важные вопросы для Запорожья и Запорожской области, принимаем решения, которые выносятся на пленарные заседания или попадают в Кабмин.

І все ж таки, що стосується Вашого життя до обрання народним депутатом?

До прихода в политику, в общественную деятельность, моя работа была связана с банками: 12 лет я посвятил именно этому сектору. Потом на каком-то этапе началась общественно-политическая деятельность, в основном она была связана с Майданом, 2013-2014гг, часть 2015г. Когда увидел, что всё развивается не так, как я бы хотел и как хотели многие, я просто развернулся на 180° и перестал принимать в этом участие. Когда на горизонте появился Зеленский, я поверил, услышал, что он декларировал, его программу, виденье. Меня зацепила фраза, что президентом должен быть просто порядочный человек. В принципе вся власть должна состоять из таких людей. Поэтому я попытался сконтактировать с «Зе!командой», вошёл в «Зе!команду». Потом начались выборы президента, 1-й и 2-й тур мы прошли, я возглавлял «Зе! Офіс» в Запорожье. И так дошли до парламентских выборов, прошли парламентские, сейчас я здесь в качестве депутата от нашей политической силы «Слуга народа».

– У Вас вже є досвід роботи в пропрезидентській фракції в парламенті. Чи є тиск президента на роботу народних депутатів? І чи можете Ви відстоювати свою власну позицію?

У нас на самом деле всё демократично, прозрачно и понятно. Да, есть фракция, есть принципы, программа, виденье президента, виденье партии на те или иные вещи. Так как мы все депутаты, независимо списочники или мажоритарщики, мы все победили на этих выборах благодаря тому, что нашим лозунгом было словосочетание «слуга народа», поэтому мы должны эти все вещи нести, это наша идея и мы должны её придерживаться. Да, у нас есть заседания фракции, каждый волен на этом заседании высказывать своё мнение, свою позицию.

Ви могли б навести приклад, які були найбільші суперечки саме у Вас?

Могу привести пример. Когда было заседание, и стоял вопрос по господину Авакову, мы голосовали пакетно за состав Кабинета министров, Президент попросил поднять руки, кто против того, чтоб именно такая кандидатура была в Кабмине. Я поднял руку. Но у нас есть договорённость: если большинство поддерживает решение, то мы как фракция должны быть монолитны.

Розкажіть про комітет, який обрали. До речі, Ви його самі обрали чи Вас призначили? Над якими конкретними питаннями вже встигли попрацювати?

У нас основная идея и лозунг – это победа над коррупцией. Мы понимаем, что побороть коррупцию можем только тогда, когда максимально уберём человеческий фактор из процессов, которые связаны с какими-то государственными услугами. Не будет создаваться вакуум, который надо чем-то заполнить, и люди готовы это сделать, дав кому-то материальное вознаграждение. Эти все вещи можно сделать, только если мы уберём человеческий фактор из общения с государством, сделаем его максимально быстрым, максимально комфортным и максимально диджитализируем его. Поэтому я сразу выбрал этот комитет, потому что понимаю: за этим будущее. Мы все хотим делать техпаспорт на автомобиль, не выходя из дома за 15 минут. Хотим запрашивать справку о месте жительства за 15 минут. Всё это реально, мы хотим это сделать в стране.

Ви вже опрацьовували якісь конкретні питання?

Есть ряд вопросов, которые мы уже выносили в Раду. Это закон 1050, он был принят. Комитет принимал непосредственное участие в проведении этого закона. Есть много наработок, которые сейчас находятся в работе. Понимаем одно – у нас многоспектральная палитра, потому что здесь завязаны многие процессы, начиная с того, что мы сейчас имеем разношерстное покрытие. Не секрет, мы ездим из Киева в Запорожье и видим, что в некоторых населённых пунктах есть 4G, в более отдалённых местах есть 3G, а есть места, где мы вообще ничего не имеем. Поэтому невозможно сделать полноценное государство в смартфоне, если мы не будем закрывать поэтапно эти все нюансы. Мы должны обеспечить 100%-е покрытие на территории Украины, для того чтобы из любой точки страны человек мог воспользоваться этими функциями. Только тогда они будут иметь реальный смысл.

Дальше у нас создано достаточно большое количество локальных баз, реестров. Зачастую люди не могут всю эту информацию связать воедино – это огромная проблема, из-за этого мы не можем получить качественный сервис. Потому что данные о нашей прописке находятся в одной базе, данные по нашему автомобилю – в другой, о нашем рождении в третьей. Наша задача привести это к одному формату, сделать одинаковые требования для всех этих баз, реестров, объединить и сделать то программное обеспечение, которое будет соответствовать государственной услуге. В принципе это и есть основная задача, и это будет составлять программу «Держава в смартфоні».

-Чи вже встигли відкрити депутатську приймальню?

Нет, так как у нас была очень напряжённая работа. Вижу интервью и выступления своих коллег, которые говорят, что нам очень тяжело и мы, как шахтёры. Я считаю, что есть профессии, где люди трудятся гораздо сложнее и более кропотливо. Но по себе могу сказать только одно, в последний раз моя голова такой объём информации обрабатывала, когда я пришёл в первый раз в банк, переступил порог, не понимая никаких процессов, и за месяц-два я должен был стать профессионалом в качестве экономиста валютного отдела. То есть изучить всё валютное законодательство, которое на тот момент существовало в Украине, изучить нормативную базу Нацбанка, плюс внутреннюю нормативную базу собственного банка. Вот тогда у меня был взрыв мозга. Сейчас я примерно аналогичную ситуацию испытываю в данном процессе, потому что объём информации, которую надо было за короткий период положить себе в голову, он просто был колоссальный.

Тобто Ви підтверджуєте, що все, що голосуєте, Ви читаєте?

Это мой принцип, меня этому научил банк. Мои коллеги уже смеются, они говорят: «Мы лучше спросим у Ромы». Шучу конечно, но действительно так, банк меня научил не подписывать ничего, что я не читал. Поэтому я стараюсь максимально всё изучать, максимально вникать в вопрос и пропускать через себя это.

Повертаючись до приймалень, коли вона з’явиться?

Мы тщательно подошли к этому вопросу, потому что есть очень важный момент – географическое расположение моего округа, это Днепровский и Заводской районы. Имеем большую проблему, которая называется Днепрогэс. Поэтому мы решили, что будет открывать 2 приёмные. Как только я смог попасть в Запорожье, встретился с мэром Буряком. Мы дали ему запрос, чтобы нам выделили 2 помещения. Одно помещение попросил выделить в Днепровском районе, второе – в Заводском районе. В ближайшее время эти помещения будут выделены, мы уже знаем, кто там будет работать, в каком графике будет работать. В ближайшее время мы всё это запустим для того, чтобы людям было удобно.

Команда у Вас вже є?

Команда плавно перетекающая. Это тот костяк «Зе!команды», который зашёл ещё с первого тура президентских выборов и продолжает идти сейчас со мной, это все те же люди.

Все ж таки про виборців. Що Ви їм обіцяли? Які першочергові проблеми свого району або міста Ви зараз будете вирішувати?

Мы встречались с губернатором, специально встретились с мэром, потому что я очень хотел понимать, на какой стадии всё находится. В первую очередь меня интересовал Днепрогэс. Я получил ответы на все свои вопросы. Ответы где-то не очень утешительные. Да, быстро сейчас закончатся все этапы работы, но плотина находится не в очень хорошем техническом состоянии. Покрытие поменяют, но есть ряд вопросов, которые требуют более глубокого ремонта, но это сейчас сделать невозможно по одной простой причине – мы и так испытываем колоссальные неудобства из-за того, что она сегментировано закрывается. Если её закрыть на капитальный ремонт, будет коллапс. Поэтому решение только одно – новый мост. Сегодня очень детально со всеми депутатами, тут уже нет разницы, какую политическую силу представляем, мы понимаем, что для того, чтобы этот мост у нас был, нам надо объединиться и сделать ряд действий для того, чтобы мы получили определённые суммы из бюджета и начали планомерно идти к завершению строительства. Если мы получим этот дополнительный мост, тогда уже можно говорить о разгрузке, тогда можно говорить о более качественном ремонте плотины. Почему? Владимир Буряк подтвердил, что полноценное движение не откроется, пустят только легковой, общественный транспорт. Поэтому все транспортные потоки всё равно идут через наши мосты. Также был задан вопрос: выдержат ли нагрузку? Мэр ответил: выдержит, потому что у него есть очень большой запас, он разрабатывался как железнодорожный мост и эти нагрузки для него детские.

Про запорізькі мости чули багато обіцянок. Все ж таки, чи є певний план дій? Коли і що буде зроблено?

Да, мы полностью наметили этот план действий. У нас есть очень короткие строки, если мы в эти строки не сделаем запланированные действия, на 2020г мы можем не получить деньги для того, чтобы этот мост мы начали делать. Поэтому у нас чётко обозначены действия с нашей запорожской депутатской группой, которые мы должны провести, включая встречу с премьер-министром, встречу непосредственно с президентом, если понадобится. Больше скажу, вопрос у президента на контроле, он в теме наших мостов. Он там был лично, всё видел, ему объяснять не надо, насколько эта тема для нас важна.

Про яку суму йдеться з держбюджету на будівництво запорізьких мостів?

Это порядка 3 млрд. грн., но будем просить больше.

-Що стосується виборців Ваших районів, що Ви їм обіцяли? Які проблеми збираєтесь вирішувати?

Когда проводили встречи, я пытался всегда быть очень честным и не заниматься популизмом. Я откровенно говорил, что крыши не перекрываю, дороги не латаю. Мы с партией «Слуга народа» чётко выстроили план, мы понимали, что нам к достижению определённых целей надо идти пошагово. И мы говорили, что сегодня 3-й тур президентских выборов. Почему? Потому что в парламент не заходит Соха, в парламент не заходит Штепа, в парламент заходит 250 частичек Зеленского, которые будут чётко и монотонно выполнять то, что  наметили в своей программе. Ведь фактически это всё движение началось с того момента, когда Украина дала кредит доверия непосредственно одному человеку в лице сегодняшнего президента Владимира Зеленского. Парламентские выборы – это всё тот же кредит доверия. Поэтому мы чётко говорили, что идём в Верховную Раду для того, чтобы снять депутатскую неприкосновенность. Чтобы Вы понимали, что депутат – это простой человек, который ест те же продукты и живёт по тем же законам. Дальше говорили, что вернём закон «О незаконном обогащении», он опять существует. Депутатская неприкосновенность снята. Следующим этапом заявляли, что наша цель – это 4-й тур президентских выборов. Потому что мы понимали, что основной очаг зла на местах. Мы увидели колоссальное количество проблем, с которыми к нам шли люди. Это те же крыши, внутридворовые дороги, масса коммунальных вопросов. Так же были большой проблемой взаимоотношения с компаниями, которые оказывают эти услуги. Мы понимали, что пока местную власть в областях, городах, в территориальных громадах не зайдут те люди, которые будут чтить и продвигать интересы непосредственно этой улицы, города, то мы не получим результата по крышам, дорогам и придомовой территории.

Тобто чекаємо весни наступного року?

Да, мы хотим закончить весь этот процесс, поставить большую точку. Я всегда в общении с избирателями говорил, что мы не боимся, хотим выстроить всю эту вертикаль, взять 100% власти в свои руки, у нас это получилось на парламентских выборах. Вы видите, что мы принимаем непопулярные для остальной части парламента решения, та же депутатская неприкосновенность, то же незаконное обогащение и т.д. Поэтому дальше будем действовать точно так же. Мы не боимся брать ответственность, мы хотим её сосредоточить в своих руках, для того чтобы Вы могли чётко спросить: «Вот Вы обещали, Вы должны сделать».

Ви сказали, депутат – звичайна людина. Що стосується зарплати звичайної людини – народного депутата: яка вона та якою бачите її в майбутньому?

35 тыс. грн она сейчас. Есть определённые платежи, связанные с ведением депутатской деятельности. С нашим приходом мы стараемся это всё упорядочить и ужесточить. По нашей информации, деньги на командировки раньше выдавались и не требовалась отчётность, куда они направляются.

Приведу пример. Мы имеем право на поселение в Киеве, есть определённая сумма, которая выделяется, это ни для кого не секрет. Она приравнена к суточным, если мы проживаем в гостинице «Киев», стоимость суточного проживания 650 грн. На сегодня, если Вы просто приедете в Киев и захотите поселиться в какой-то гостинице, то более-менее порядочный номер будет стоить от 1500 грн. и выше. Вы сами понимаете, что такое 650 грн., за 30 дней мы имеем около 19 тыс. грн., которые нам готово компенсировать государство, если мы не местные жители. Так вот ситуация на сегодняшний день такая, что если моя зарплата 35 тыс. грн., я заплатил за первый месяц, подал на компенсацию. По условия договора аренды на квартиру, в которой я проживаю в Киеве, я должен следующую оплату внести до 20 числа. У меня получилось уже 2 платежа, а компенсацию я ещё пока не увидел. Это к слову о том, достаточно или нет.

Збільшувати зарплату треба?

Помните интервью Зеленского Гордону. Там было сказано: почему мы можем футболистам платить колоссальные деньги, а министрам нет, но требовать от них, чтобы они были честными. Я считаю, что когда есть чиновник, у которого сосредоточены в руках огромные возможности, власть и соблазны, то здесь должен быть паритет, должен быть и кнут, и пряник. Потому что зарплата – это только одна сторона медали. Меня  приучил банк. Я работал за зарплату, понимал мои должностные обязанности, я свою работу качественно выполнял и в итоге получал вознаграждение. Если я где-то оступался, меня наказывали, для этого был ряд контролирующих органов. Та же самая ситуация должна быть и здесь: чиновник согласился на эти правила игры, ему денег должно хватать на всё, что связано с его текущей жизнедеятельностью. Он не должен думать, где взять ему на колёса, на обучение в школе. Но если появилось желание получать больше или это не соответствует твоим желаниям и ты решил переступить закон, ты должен понимать, что последствия будут самые тяжёлые и они неотвратимы. Мы уже это когда-то обсуждали, в той же Грузии или Израиле невозможно дать взятку полицейскому, потому что он Вас сначала предупредит и загнёт пальцы, что он теряет зарплату, соцпакет, обучение детей в школе и т.д. Он не обсуждает, он утвердительно говорит, что теряет, он знает неотвратимость наказания. Вот такая система должна быть и у нас. Поэтому чиновники с большой ответственность должны получать, но ни в коем случае не переступать черту. Переступил – по умолчания в тюрьму с конфискацией. Если это будет у нас работать, не надо будет возвращаться больше к этой теме. У нас люди получают 4000 грн., а на взятках получают 4 бюджета Украины. По-моему, дешевле заплатить ему 20 тыс. грн, но чтоб бюджет пошёл в бюджет.

Відомо, що ви до Києва переїхали з родиною. Чи вже вирішили побутові питання?

В большей степени да. Дети учатся, живём не на улице. Я больше переживал не за собственные бытовые условия, а за психологический момент, связанный с сыном. Но могу сказать, что зря переживал, потому что когда он ходил в школу здесь, то звонил в 12 часов дня и говорил: «Пап, когда ты меня заберёшь?». А сейчас он мне звонит где-то в 4 часа дня и говорит: «Пап, а можно я ещё на часик останусь?». Для меня это как бальзам на душу, потому что  понимаю, что у него всё хорошо, ему всё нравится.

Чи Ви переглянули графік свого життя? Можливо раніше встаєте, пізніше лягаєте? Відмовляєте собі в чомусь?

В принципе график практически такой же, как и в Запорожье. Последний год мы постоянно шутили: хорошо, если бы в дне было 48 часов. Сейчас такой паритет сохраняется и в Киеве, потому что очень большой объём информации, нужно время для того, чтобы просто прочесть и понять о чём идёт речь. Плюс ещё работы в комитетах, общение с людьми, общение с оппонирующими сторонами. Положить это на бумагу и вынести в зал.

Наприкінці бліцопитування. Україна – член НАТО: так чи ні?

Да.

Мовний закон: залишити чи відмінити?

Оставить.

Прямі перемовини з ЛНР та ДНР: так чи ні?

– Прямые переговоры? А кто это такие?

Квоти на ТБ та радіо: залишити чи відмінити?

У меня на этот счёт только позитив, потому что когда появились квоты, я для себя открыл такие группы как «Без обмежень», «Казка». Думаю, что это только позитив, это должно быть.

Земля: продати чи залишити мораторій?

Мораторий однозначно надо снимать, потому что сегодня это инструмент, который даёт возможность существовать чёрному рынку. Давайте посмотрим правде в глаза, у нас есть помещики, которые землю берут в собственные руки, пользуются ей. Многие понимают так: сняли мораторий, завтра землю скупили. Нет, там будет колоссальное количество предохранителей, которые будут позволять покупать эту землю только украинцам, фирмам, которые зарегистрированы в Украине. Мы даже рассматриваем вопрос, чтобы чётко фиксировать, кто бенефициар последний, если это юр. лицо, чтобы понимать, кто конечный собственник этой земли. Там очень много вопросов, включая общий портфель землевладения. Это не голословно, что завтра продали, набежали иностранцы и всё скупили, ни в коем случае!

Конституція України: залишити чи переписати?

Мы как парламентарии понимаем механизм, Конституция – это фундамент. Но мы понимаем, что есть нормы, которые либо устарели, либо не удовлетворяют условиям сегодняшним. Какие-то вещи мы можем туда вносить, но это должно делаться законно в сессионном зале и при этом должно быть конституционное большинство – 300 голосов на табло.

Дострокові місцеві вибори: розумію, що Ви «за»?

Вопрос неоднородный, потому что по территориальному устройству сейчас имеем разношорстность – есть ещё старое устройство, а есть новые ОТГ. Думаю, что будем стремиться довести всё к единому знаменателю, чтобы не возникали кривотолки, что где-то это законно, а где-то незаконно. Мы должны сделать общий знаменатель и провести выборы.

– Можете звернутися до своїх виборців. Ви ще не зустрічались з виборцями після того, як почали працювати у Верховній Раді. Диджиталізація – це дуже добре, але в смартфонах тільки окрема частина населення. Є ще бабусі, які прийдуть до приймальні. Ви можете до всіх звернутися.

В ближайшее время приёмные будут работать. Да, у меня есть чётко зафиксированный график работы как народного депутата. Этот график состоит из 3-х периодов: один период я работаю во время сессии в сессионном зале как депутат, второй – неделю-две работаю в комитетах, третий период – это обязательная работа на округах. В следующем месяце у нас будет обязательно закреплена эта неделя работы на округе. Обязательно всех примем, со всеми побеседуем. Но даже если меня там нет, это не значит, что приёмная не работает, там будут люди. Всю информацию обнародуем, контактную информацию дадим. На сегодняшний день люди уже могут ко мне обращаться. На сайте Верховной Рады есть мой контактный имейл, адрес. Это адрес Верховной Рады: ул. Грушевского 5. Это даже более эффективно, потому что если человек обратился с конкретным обращением, из текста уже понятно, что человеку надо, какая нужна помощь, это гораздо быстрее делается. Если чётко сформулирована проблема и то место, где  необходимо помочь, человеку можно гораздо быстрее помочь.

 


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: