Речной порт Запорожья собираются включить в общеевропейскую транспортную сеть

Реку Днепр и соответствующие порты на ней собираются включить в единую европейскую транспортную сеть речных перевозок. Об этом сообщил министр инфраструктуры Украины, Владимир Омелян, во время пресс-брифинга для региональных СМИ во вторник, 26 сентября.

По словам Владимир Омеляна, речпорт Запорожья ложится в общую концепцию речных перевозок по Украине и Европы. Попадание реки Днепр и портов на ней в общеевропейскую сеть позволит привлечь частный капитал в развитие речной инфраструктуры и даст толчок в развитии судостроительной отрасли, считает министр. Одним из первых шагов на данном этапе является принятие соответствующего закона в парламенте. Вторым важны направлением – является борьба с монополистом на рынке речных перевозок на Днепре – компанией “Нибулон”.

– Мы хотим по-настоящему запустить речную инфраструктуру в Украине. Однако некоторые силы в парламенте пока оказывают этому вопросу сопротивление и борьба в парламенте продолжается, – отметил Владимир Омелян. – Однако мы планируем включить Днепр в европейскую сеть речного транспорта. В этом заинтересована как Украина, так и соседняя Беларусь.

Владимир Омелян

Министр инфраструктуры Украины, Владимир Омелян

В Европе есть опыт развития речного судоходства с новыми партнерами. Для примера можно взять речной путь “Дунай-Рейн-Майн” и такой вариант эффективного использования внутренних водных путей европейских государств должен быть реализован на внутренних водных путях Украины. Развитие и реализация проекта должна является приоритетной для правительств Украины – отметил министр Омелян. Ведь развитие речных портов даст новый толчок к развитию морских портов в Украины, увеличение загрузки импортными товарами из Беларуси и Европы как речных портов, так и Херсонского и Николаевского морских портов, активизация работы пребывающих в стагнации судостроительных мощностей и создание рабочих мест  — лишь очевидные перспективы развития.

Напомним, что в июне в селе Беленьком Запорожской области,  в торжественной обстановке запустили перегрузочный терминал компании “Нибулон”. На его постройку потратили около полмиллиарда гривен, а на открытие приехал лично Премьер-министр Украины Владимир Гройсман. Нововозведенный комплекс имеет суточную мощность по отгрузке на водный транспорт – 12 тыс. тонн. Как заявляла сама компания – комплекс позволит значительно сократит расходы сельхозтоваропроизводителей области на транспортировку выращенной продукции.

Перегрузочныйт терминал Нибулон

Речной перегрузочный терминал «НИБУЛОН» в с. Беленькое Запорожской области

Как возродить речной транспорт в Украине

 

Реформа водного транспорта (ВВТ) в Украине назрела давно.

За годы независимости Украины уровень пассажирских перевозок по рекам уменьшился в 40 раз. В стране из 2,5 тысяч судов осталось порядка 115, из них 12 – на подводных крыльях, работающих – четыре. А объем перевозимых грузов сократился с 60 млн тонн до 3,6 млн тонн.

vodnui trasport v ukraine

За 25 лет независимости Украины объем перевозимых грузов по рекам сократился с 60 млн тонн до 3,6 млн тонн.

Что из себя на самом деле представляет законопроект №2475а “О внутреннем водном транспорте”, который министрество транспорта уже пять раз регистрирует в парламенте. Проект все также предусматривает введение речного сбора и создание Администрации внутренних водных путей (АВВП).

Под лозунгом реформы предлагается банальная схема, и хорошо, что парламент это понимает, и не дает ей “зеленый свет”. Иначе мы заведем в наши реки старые судна, ранее выведенные в офшоры. И похороним даже мысль о возможности развития национального судоходства и судостроения. Вся суть реформы: заменить все существующие сборы речным, який в итоги направят на содержание аппарта, который эти сборы будет собирать.

Альтернативная концепция

16 июня мы зарегистрирован альтернативный законопроект №2475-3 “О внутреннем водном транспорте”. Этот законопроект будет регулировать сферу ВВТ с полным учетом требований международно-правовых обязательств Украины в рамках европейской интеграции. Концепция содержит в себе лучший мировой опыт и практику, успешно работает в Европе. Планируем предложить ее для рассмотрения на ближайшей международной конференции по вопросам развития внутренних путей Украины “Днепр в Европейском фарватере” с участием специалистов мирового уровня.

Несколько базовых целей, заложенных в концепции:

1. Экономия. С Принятием Закона в создание Дорожного фонда акциз на топливо для судов будет направятся на ремонт дорог. Но это неправильно, река быть не может финансировать дорогу. Должен быть другой подход: Развивая судоходство и Разгружаю тем Самым дороги, мы сможем экономить на их ремонте. Представьте, сколько удастся сэкономить, если мы уберите с дорог 40 миллионов тонн грузов. Это именно тот экономический эффект, який нам нужен.

2. Рабочие места. Вместо поддержки оффшорного флота мы предлагаем неопосредованное наполнение бюджета. Развитие судоходства даст толчок развитию судостроения. Сегодня в Украине 9 заводов простаивают без заказов, накапливайте долги. А мы говорим о наличии потенциала для запуска 10-летней программы по судостроение, о инвестициях в современные технологии и сотнях тысяч рабочих мест для украинцев. Всем известный факт, что каждое рабочее место на судостроительном заводе привлекает еще пять в смежных отраслях.

3. Экология. Немаловажно для Украины улучшение и сохранение экологического состояния рек, что Занимает отдельную срока в нашей концепции. С учетом, что европейские ассоциации готовы помогать реализовывать и финансировать экологические проекты.

4. Уход от монополий. Ошибочное мнение, что непринятие парламентом неудачного законопроекта в ВВТ – это борьба монополиста за рынок. Простая калькуляция: чтобы увеличить объем перевозок по Днепру до 50 миллионов тонн грузов в год, необходимо 350-500 судов. Действительно сегодня первый инвестор в этой отрасли будет монополистом. Но ни одна компания НЕ сможет быть монополистом на развит рынке. И как раз восстановление / увеличение рынка и будет борьбой с монополиями.

Речной порт в Запорожье

Подводя итог, стоит сказать, что возрождение отрасли должно стать делом чести для украинцев. Те, кто помнит историю, знает, что развал судостроения и впоследствии судоходства непосредственно связан со страной, которая сегодня воюет против нас.

Украинские судостроительные заводы, по сути стратегические объекты государства, продавались за три копейки людям, которых крышевали через посольства. Это была целенаправленная диверсия. И сегодня российский агрессор явно не заинтересован, чтобы в Украине возрождалась экономика в целом. Это один из многих фронтов, на котором продолжается противостояние.

Понимая это, нам нужно сплотиться вокруг идеи запуска отрасли, создать условия, построить рынки, а не делить крохи, которые кто-то оставил на столе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: