Экологическая ситуация – вопрос жизни Запорожья

За последние годы экологическая ситуация в городе дошла до критического уровня. Возможно ли это исправить?

Может ли индустриальный город быть экологически безопасным местом проживания? Для Запорожья – это вопрос жизни. Как самого города, с точки зрения потенциально туристического региона, так – жизни и здоровья горожан. Статистика шокирует: по количеству вредных выбросов Запорожье в тройке опаснейших городов Украины. Подтверждение – количество онкобольных и средняя продолжительность жизни горожан.

Практически ежедневно фиксируется превышение вредных веществ в воздухе в 2-3 раза выше допустимой нормы. Выбросы измеряются килограммами и тоннами тяжелых металлов, соединений азота, хлора, фенола и других веществ на одного человека ежегодно, ежесуточно, ежеминутно. Страшно, но пока дальше возмущений нас с вами – обычных граждан и обещаний власти «что-то сделать» ничего не меняется. Неужели промышленная деятельность не совместима со здоровой жизнью человека?!

Экологический брат Запорожья

Мы искали в Европе город с такой же экологической нагрузкой, как в Запорожье, чтобы осознать безнадежность нашей ситуации или найти решение экологических проблем. Нашли. Людвигсхафен (Германия)  – город, который похож на Запорожье во многом. Первый построен на берегу Рейна, второй – на Днепре. После начала военных действий на Востоке Украины мы приняли десятки тысяч переселенцев. В Людвигсхафене 40% населения имеют миграционное происхождение. За последние годы возросло количество беженцев (для них в городе обустроены палаточные городки).

Экологическая ситуация

Движущиеся буквы « L» – символ Людвигсхафена

Оба города стали прототипами для художественных произведений Алексея Толстого. В романе «Хождение по мукам» автор описал события 1920 года, когда на юге запорожской области сосредотачивались силы Красной Армии для штурма Перекопского перешейка с целью взять Крым.

В книге «Гиперболоид инженера Гарина» Алексей Толстой описывает катастрофу в Людвигсхафене. Тогда произошел взрыв на химическом заводе. О масштабах той техногенной аварии говорят цифры: из 1000 строений в городе разрушено 800, глубина воронки взрыва – 20 метров, поезда сброшены с путей в радиусе 70 км, звук взрыва слышали за 300 км, жертвами стали более 500 человек, тысячи пострадавших.

Экологическая ситуация

Здание бывшей церкви, ныне- ресторан

Второе разрушение Людвигсхафен пережил во время Второй Мировой войны. Он был почти полностью разрушен.  В те страшные дни бомбардировок пострадал храм – Лютеркирхе – в самом центре города. «Настоящая вера – это жизнь после смерти», – так решило духовенство. И, не восстанавливая церковь, передало ее руины городу. Власти Людвигсхафена  в 60-х годах обустроили на очертаниях храма площадь, в 1992 – на ней открылся фонтан Лютера, а в 2000 – в уцелевшей башне открылся итальянский ресторан. Настоятельница лютеранской общины пояснила, что такая комбинация руин храма и ресторана показывает, что жизнь продолжается, а трагическое прошлое есть напоминанием будущим поколениям… Это одно из любимых мест отдыха жителей Людвигсхафена.

Главное сходство украинского и немецкого городов – промышленность. В Запорожье, как известно, более 200 крупных предприятий. Людвигсхафен  называют мировой химической столицей. Здесь расположен самый крупный химический концерн  на планете – BASF. Есть машиностроительные и металлургические заводы.

Экологическая ситуация

Скульптурная композиция в центре Людвигсхафена – в память реальных простых жителей города

Людвигсхафен. Дышим глубже

Какого цвета смог в Людвигсхафене? Признаюсь, именно с такой мыслью я ехала в этот промышленный город на юго-западе Германии. Ведь здесь главный работодатель, он же бюджетонаполнитель, он же загрязнитель окружающей среды – концерн BASF. А это масштабное производство аммиака, азотных удобрений, хлора, серной кислоты, полиамидов, поливинилхлорида. Знакомые названия ядовитых веществ для запорожцев… Наши экологи утверждают, что только серной кислоты в водоемы Запорожья сбрасывается по 75 тысяч тонн в год. В целом в реки региона попадает до 950 млн. кубометров вредных веществ. А это наивысший показатель по Украине!

Это у нас. Что же тогда происходит в мировой химической столице – Людвигсхафене, где расположено порядка 400 цехов?! Яркая зелень, на газонах и просто на тротуарах улиц сидит молодежь в светлой одежде (для эксперимента сядьте на тротуар в Запорожье). Нет ни дымки, ни характерных запахов, ни смога, ни дымящих труб, ни налета на подоконниках. Ни-че-го, что могло бы указать на то, что здесь работают опасные промышленные заводы и самый крупный на планете химический концерн.

«Система безопасности – это первое, что меня поразило в Людвигсхафене. Оповещение населения организовано на наивысшем уровне. Первый раз я услышала сирену осенью прошлого года. За ней тут же пришли SOS-сообщения по интернету, СМС на телефон, экстренные включения по телевидению», – рассказывает Валентина Собецкая, жительница Людвигсхафена, украинка.

Если вы без телефона, все равно будете в курсе происходящего. Оповещение идет через водителей общественного транспорта, предупреждения рассылаются автомобилистам на близлежащих трассах и при этом предлагаются маршруты объезда. «Информировать обо всем, что происходит, а не скрывать проблемы» – это правило концерна BASF. Ведь люди боятся и не доверяют, когда не знают. Чтобы изменить отношения общества к химической промышленности, BASF максимально идет на диалог с экологами, горожанами, потребителями, постоянно информирует, что делается для решения экологических проблем, как безопасно использовать химическую продукцию, устраивает дни открытых дверей в самые закрытые цеха. Главное не только рассказывает, а делает. Затраты на уменьшение выбросов концерна – миллиарды евро. Мониторинг состояния окружающей среды автоматизирован настолько, что скрыть данные о выбросах невозможно.

В то же время, в Украине нет полномасштабной исчерпывающей информации по загрязнению воды, воздуха, почвы. Украинские экологи признают несовершенство законов и несостоятельность экослужбы влиять на загрязнителей.

Экологическая ситуация

Людвигсхафен

В Людвигсхафене в прошлом году впервые за последние годы сработала сирена (о ней рассказала Валентина выше) из-за пожара в порту на площадке, где шла выгрузка продукции BASF. Людей просили оставаться дома, закрыть окна, двери. Это чрезвычайная ситуация. А как же индустриальные будни?

«Воду мы пьём из-под крана. Она зачастую чище бутилированной, т.к. контролируется ежедневно. В городе стоят «детекторы для контроля за воздухом». Мы находимся в центре. Дышите глубже. Вы чувствуете какой-нибудь запах? Обратите внимание даже нет загазованности от машин», – обращает внимание Валентина Собецкая.

Это правда. Людвигсхафен построен в низине, а все новые автомобильные дороги организованы так, чтобы транзитный транспорт не проезжал через жилые районы. Городу не нужны лишние выхлопные газы – это позиция власти, бизнеса. Не поверите, но об экологической безопасности своего города беспокоятся сами горожане. Экологическая сознательность местных жителей настолько высока, что они отказываются от собственных авто в пользу велосипедов. Их в Людвигсхафене я видела больше, чем в самых крупных немецких мегаполисах. В городе развита услуга – CarSharing –  авто на прокат. В следующих материалах я обязательно расскажу об этом подробнее. «CarSharing» настолько популярен, что машин на дорогах значительно меньше, чем в Запорожье.

Экологическая ситуация

Стоянка велосипедов в центре города

Концерн BASF – пример экологической сознательности

Фабрика BASF более 150 лет назад начинала с красителей, проводила первые эксперименты по влиянию удобрений на растения. Еще до Второй мировой войны компания BASF первой начинает использовать технологию высокого давления. А в 80-х годах прошлого столетия первой осознает необходимость менять отношение к природе. Вдумайтесь, лидер индустрии по производству всяких химикатов, пластмасс, лаков, красок признает, что вредит окружающей среде. Не просто признает, но и берет на себя ответственность кардинально изменить ситуацию. Еще и заявляет на весь мир: «Люди, вы потребляете больше, чем может дать планета». С тех пор BASF придерживается девиза «Мы делаем химию для устойчивого развития». Что это такое? – спросите. Это значит, что кроме экономической выгоды, мировой лидер химической индустрии делает все возможное для защиты окружающей среды. Подтверждение тому результаты исследований международных комиссий: ни на одной производственной площадки, а они расположены по всему миру – в 80-ти странах, не выявлено негативного влияния на территорию.

Экологическая политика вошла в корпоративную стратегию BASF и стала обязательной для всех подразделений, не зависимо от географического расположения. Концерн ставит целью не обогащение, а инновационное совершенство. Тем самым полностью развеивает миф, сложившийся в Украине, что тратиться на экологически чистые технологии, мол, не выгодно.

Экологическая ситуация

Концерн BASF

Бережное отношение к окружающей среде заключается не только в очистных сооружениях. Главное – использование возобновляемого и экологически чистого сырья. Такой подход позволяет делать конечные товары безопасными. Это полностью отвечает Концепции «Устойчивого развития». Кстати, впервые она была озвучена больше 20 лет назад на конференции ООН. Главная мысль предложенного тогда процесса – думать не только о сегодняшнем дне, а дать возможность будущим поколениям пользоваться ресурсами планеты Земля. Для этого современная деятельность человека должна быть экономичной и экологически безопасной. Европейские страны концепцию «Устойчивого развития» взяли, как руководство к действию. За эти годы – существенные результаты. Страны-члены ЕС в первой 30-ке по экопоказателям, Украина – заключает первую сотню в рейтинге из 178-ми государств.

Экологический имидж Украины затянуло дымом

У Германии и Украины – одинаковые эко-проблемы. Были одинаковые. Германия, как и весь Европейский Союз, придерживаясь концепции «Устойчивого развития», полгода назад в очередной раз снизила лимиты по основным источникам загрязнения воздуха. Снизились вредные выбросы металлургической промышленности, транспорта, сельского хозяйства. В частности, это касается сокращения выбросов двуокиси серы, азота, неметановых летучих органических соединений, аммиака.

На Украину эти правила не распространяются. Наша страна пока даже законодательно не утвердила европейские стандарты и нормы в сфере охраны окружающей среды. А в них есть гиперважный пункт – введение европейского принципа “загрязнитель платит”. Тем самым ужесточается ответственность за выбросы, а, значит, способствует очищению воздуха, почвы, водных ресурсов. Соглашение об Ассоциации Украины и ЕС предусматривает масштабные преобразования в стране: от автоматизированного мониторинга загрязнения окружающей среды,  строжайших лимитов на вредные выбросы, немедленного реагирования на нарушителей, модернизацию промышленности до качественного изменение состояния окружающей среды.

Воплощение европейской экологической политики в Украине обещает быть долгим и трудным. Понятно, что парламентариям, голосуя за взятые обязательства, придется «наступать» на собственный бизнес и бизнес друзей-олигархов. Потом и местная власть обязана будет призывать к ответу загрязнителей по всей строгости закона. Такой сценарий сложно представить в Запорожье, где чиновники – ставленники главного завода-загрязнителя.

Вынуждена признать, у Запорожья есть шанс на экологическое оздоровление только в долгосрочной перспективе. Даже если соответствующие законы примут в ближайшее время, техническая реализация займет до 18-ти лет (сроки прописаны в самих Директивах). За эти годы появятся на свет и закончат школу новые поколения запорожцев. Так хочется, чтобы их жизни ничего не угрожало, состояние здоровье не вызывало опасений. Для этого надо действовать сегодня! Остается надеяться на экологическую сознательность и ответственность металлургов. Показательный пример – концерн BASF. Думаете, запорожские заводы не смогут также?! Просто не хотят. Пока не хотят…

«Ця публікація була підготовлена в рамках проекту «Просування реформ в регіони» за сприяння Європейського Союзу (http://ec.europa.eu/europeaid). Зміст цієї публікації є виключною відповідальністю редакції і жодним чином не відображає точку зору Європейського Союзу.»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: