Новости Запорожья | Онлайн главные свежие новости за сегодня | inform.zp.ua

«Осталось только 155 человек»: глава Гуляйпольской общины об эвакуации, боях и жизни на линии фронта

Сергій Ярмак. Фото: Inform.zp.ua

Сергій Ярмак. Фото: Inform.zp.ua

Ситуация вокруг прифронтового Гуляйполя остается крайне сложной: после активизации наступления российских войск в 2025 году на этом направлении произошел прорыв обороны, а бои за город продолжаются в западной части.

На этом фоне журналистка Inform.zp.ua пообщалась с главой Гуляйпольского городского территориального общества Сергеем Ярмаком о нынешней ситуации безопасности в городе, эвакуации гражданского населения, гуманитарной помощи, жизни без связи и ключевых вызовах, с которыми сегодня сталкивается община.

— Какое ориентировочное количество жителей остается в прифронтовом Гуляйполе и населенных пунктах общины вблизи линии фронта?

— На сегодня, на середину января, на территории общины осталось 155 человек. Из них около 145 в самом городе Гуляйполе, остальные по территории других деревень.

— Кто в основном остается в обществе: пожилые люди, семьи, молодежь? Есть ли среди обитателей дети?

Это пенсионеры. В некоторых случаях есть, конечно, люди 40-60, но больше, в основном, это 65+. Детей нет у нас на территории общества. Это точно года два с половиной-три, когда была объявлена ​​эвакуация детей в зоне активных боевых действий. Мы всех детей с общины, из города Гуляйполя, сразу эвакуировали. А потом по другим селам, где сейчас стала хуже ситуация, из тех сел года полтора назад эвакуировали также.

Фото з архіву Сергія Ярмака, 2022 рік

— Поддерживаете ли вы связь с теми, кто остается в городе и селах общины?

— Сегодня, к сожалению, связи с теми людьми, которые остались на территории общества, нет, поскольку ситуация ухудшилась. Плюс отсутствует мобильная связь.

— Продолжается ли эвакуация гражданского населения из Гуляйполя и общины?

— Эвакуация продолжается и по сей день, но основной этап этой эвакуации уже прошел. Он был где-то в ноябре-декабре. Уже сегодня желающих эвакуироваться нет. А даже если есть, это уже гораздо тяжелее, чем раньше. Потому что мы сначала из самого города Гуляйполя эвакуировали, потом людям необходимо было уже выйти на какой-нибудь блокпост, который мы указывали, оттуда их можно было забрать. Потом и это все было перекрыто дронами. То есть, теперь им нужно идти теперь еще дальше пешком, или самим добираться на велосипедах или машинах. И вот здесь мы их можем дальше эвакуировать.

— Сколько человек удалось эвакуировать в течение 2025 года?

Это очень простая математика. Если на территории общины было в прошлом году 1500 человек где-то, минус 155 – это эвакуированная цифра. Около 1300 эвакуировали.

— Куда преимущественно эвакуировались жители общины: в пределах Запорожской области или в другие регионы Украины?

— Были такие случаи, что часть людей, которых мы эвакуировали в Запорожье, просили увезти их на железнодорожную станцию. Далее поездами ехали туда, куда они считали нужным. Но большинство людей мы эвакуировали в Запорожье. В городе Запорожье создан сейчас благодаря работе ОВА транзитный центр, в который мы эвакуируем людей, где людям оказывается сразу максимальная помощь, начиная от лечения социального, восстановления документов и, самое главное, поселения в общежитиях. Гораздо труднее селить людей в другие области. Но такие случаи тоже есть. Недавно мы поселили 5 человек наших из Гуляйполя, кстати, из них 2 человека с инвалидностью в Тернопольской области. Они пожелали туда поселиться, потому что у них там родственники были.

— Какие сложности могут возникнуть, если поселение в других городах?

В Запорожье высшие учебные заведения работают онлайн, поэтому есть общежития, куда поселяют людей. Те территориальные общины, где офлайн обучение, там не просто куда их поселить. А те общежития, которые были, они за 4 года уже заняты людьми.

— Сколько времени проходит обычно от обращения человека до прибытия эвакуационного транспорта?

— День, а то и меньше. В зависимости от ситуации безопасности. Если человек обращался с утра, то мы уже могли его в обед забрать.

— Было ли такое, что человек уехал, вот что-то забыл, надо вернуться?

— Кто возвращался, забирал, потом сам уезжал.

Различные случаи. Есть определенная категория населения, которую мы называли “туристами”, которых мы эвакуировали в Запорожье, а они месяц вернулись в Гуляйполе. Потом снова просят нас, эвакуируйте. Одну женщину мы четыре раза эвакуировали. На пятый раз мы сказали: “Извините, поезжайте сами”.

— А зачем она возвращалась туда?

— Досадить картошку, убрать огород, что-нибудь забрать. У нее постоянно были какие-то причины, по которым она возвращалась. Плюс она поняла, что она звонит на горячую линию, все бросаются и эвакуируют ее.

— Есть ли возможность доставлять оставшимся в общине жителям продукты питания, воду, медикаменты, теплые вещи, автономные источники питания?

— Нет. На территории Гуляйполя сейчас это невозможно в связи с тем, что идут уличные бои на территории города.

— Достаточно ли запасов пищи, воды, людям, которые там остаются?

— В ноябре, когда мы уезжали, эвакуировались из Гуляйполя, все работавшие до этого башни мы набирали полностью водой. То есть люди знают, где набирать воду как минимум. Мы почти четыре года предоставляли продуктовые наборы дважды в месяц. То есть, у людей, я думаю, еще, пожалуй, минимум на год хватит гуманитарных наборов, запасов, чтобы прожить.

— Какая гуманитарная помощь сейчас поступает в Гуляйпольское общество и кто является основными партнерами и донорами?

— Компания “Кимоникс”, программа “Партнерство за сильную Украину”, БО “БФ “Каритас”. Международный комитет Красного Христа нам раньше, когда мы еще были в Гуляйполе, помогали сильно. Украинский Красный Крест, командир Виталий Цыбарев, они постоянно нам и воду доставляли, и людей помогали. гуманитарная миссия “Пролиска” нам делали бесплатные маршруты автобусов из Гуляйполя в ближайший населенный пункт.

— Какие волонтерские организации сегодня наиболее активно помогают общине?

— На протяжении четырех лет нам, пожалуй, наиболее активно помогала ОО «Городской центр помощи», руководитель Дмитрий Матюхин и Влад Маховский. Они вместе со своими ребятами неоднократно нам и гуманитарную помощь доставляли, и непосредственно Влад Маховский и сейчас помогает проводить эвакуацию людей.

— Сохраняются ли социальные выплаты для жителей общины — пенсии, субсидии, государственные пособия — как для выехавших, так и для оставшихся?

— Есть государственные выплаты для ВПЛ, они остаются. Плюс эти люди, уехавшие из Гуляйполя, мы им помогаем оформить этот статус в Запорожье, если они остаются в городе. Бюджет Гуляйпольского городского совета больше направлен сейчас на помощь Вооруженным силам Украины, для приобретения всего необходимого, чтобы как можно скорее выбить нашего врага. И помощь раненым и погибшим гражданским.

— Сколько школ и детских садов работало в Гуляйпольской общине до полномасштабного вторжения и каково их состояние сейчас?

— Четыре школы, четыре детских сада работали до полномасштабного вторжения. Они уже реорганизованы у нас на сегодняшний день. Нам помощь дала Запорожская ОВА: выделили одну из подземных школ. Нашим детям, которые проживают в Запорожье и желают учиться очно, мы организовали офлайн-обучение. Наши школьные автобусы собирают детей по территории города Запорожья, привозят в подземную школу, где они учатся, и потом развозят по домам. На сегодняшний день в этой школе неопасно. Как минимум, ребенок в то время, которое находится в школе, находится в безопасности.

Ілюстративне зображення. Фото: Гуляйполе.City

— Есть информация о количестве детей из Гуляйпольского общества, которые там учатся?

— Около 800 детей вообще осталось в нашем обществе. В этой школе учится около 100 детей, насколько я помню.

— Как решаются вопросы с документами, если они остались на оккупированной или опасной территории?

— В течение четырех лет до ноября я со своими работниками, некоторыми, работал в Гуляйполе. Если были просьбы с какого-нибудь нашего коммунального предприятия или отдела, какие-то забрать, эвакуировать документы, мы все максимально эвакуировали и вывезли.

— Что бы вы хотели сказать гуляйпольцам?

— Максимально все делать, чтобы скорее была наша победа.

Фото: Сергій Ярмак

— А что бы вы хотели пожелать жителям Запорожья и Запорожской области?

— Также. Максимально все делать, и помогать выехавшим из зоны боевых действий. Не забывать о том, что это выехали люди кое-где с двумя сумками в руках, у них нет ни дома, ни квартиры, ни какого-то имущества. Поэтому немного входить в их положение и помогать им дальше проживать в тех условиях, в которых они оказались. Люди, которые находятся в Западной или Центральной частях Украины и не испытывают таких проблем, как общины, находящиеся в зоне активных боевых действий, должны осознавать: война продолжается не только на Востоке или Юге — она по всей стране. Нужно с пониманием относиться к тем, кто вынужден был покинуть свои дома, свое имущество и уехать не от хорошей жизни в другие населенные пункты нашей страны.


📢 Inform.zp.ua работает, чтобы вы знали правду. Мы ежедневно собираем важные новости о Запорожье, оккупированных территориях и жизни в регионе. Если наша работа важна для вас, поддержите редакцию донатом – ваша помощь позволит нам продолжать писать для вас! ❤️ Поддержать: по ссылке👈


Exit mobile version