Новости Запорожья | Онлайн главные свежие новости за сегодня | inform.zp.ua

Три года после обстрелов Усадьбы Попова: что известно о расследовании и судьбе музейных ценностей в Васильевке

Розслідування обстрілу та розкрадання музейних цінностей на території "Садиби Попова"

Замок Попова у Василівці. Фото згенеровано за допомогою ШІ


До начала полномасштабного вторжения на территории Запорожской области работали 23 коммунальных музея и два национальных заповедника. В каждом из них хранились уникальные экспонаты, памятники природы, материальной и духовной культуры — всё то, что формирует нашу историю и идентичность.

Пассажиры электрички «Мелитополь–Запорожье», которая стабильно курсировала до начала полномасштабного вторжения, неоднократно обращали внимание на один из таких объектов — музей-заповедник «Усадьба Попова» в Васильевке, возвышавшийся на холме возле железнодорожных путей.

С момента оккупации населённого пункта прошло более трёх лет. Однако остаются актуальными вопросы: проводится ли расследование в отношении объекта, внесённого в Государственный реестр недвижимых памятников Украины национального значения? А возможно, за это время уже начались судебные процессы?

Журналисты Inform.zp.ua собрали всю доступную на сегодня информацию, направили соответствующие запросы и пообщались с экспертами, причастными к этой теме.

7 марта 2022 года тогдашняя директор Васильевского историко-архитектурного музея-заповедника «Усадьба Попова» Анна Головко и бывший директор департамента культуры и информационной политики Запорожской ОВА Владислав Мороко сообщили в Facebook об обстрелах территории музея.

«Российские варвары уничтожают культурные ценности!!! Усадьба Попова сегодня!!!» — написал Мороко.

По данным Министерства культуры и информационной политики, артиллерийскими выстрелами были повреждены стены замка Попова (дворцовый комплекс, памятник местной истории и архитектуры). Разрушены южная башня здания манежа-конюшни (охранный № 26), а также часть западной стены вагонного корпуса — элемента ансамбля Васильевского историко-архитектурного музея-заповедника «Усадьба Попова» (конец XIX века, охранный № 1128).

Кроме того, ЮНЕСКО включила в перечень объектов культурного наследия в Украине и «Усадьбу Попова». Запорожская ОВА также внесла в список повреждённых памятников истории и архитектуры Восточный флигель дворцового комплекса «Замок Попова», указав характер разрушений как частичные (охранный № 26).

В чём уникальность замка из красного кирпича?

Комплекс является знаковым памятником региональной истории и архитектуры Юга Украины конца XIX века. Он стилизован под средневековый замок и выполнен в эклектичном стиле, который сочетает элементы барокко, романского и готического стилей. Западный флигель построен в неоготическом стиле, северный и восточный — симметричны друг другу, возведены в псевдомавританском стиле с элементами неоготики. Обзорная башня из жёлтого и красного кирпича образует геометрический орнамент на стенах — аналогов ему в Украине нет. Центром комплекса был двухэтажный дворец с пятью башнями, спроектированный мелитопольским архитектором Александром Агеенко. Внутренний декор создал итальянский скульптор Анджело Лангобарди.

Відповідь на запит до Департаменту культури, туризму, національностей та релігій журналістам Inform.zp.ua

Реакция правоохранительных органов на повреждение памятника Украины: что успели сделать за три года?

В Офисе Генерального прокурора сообщили, что Запорожская областная прокуратура осуществляет процессуальное руководство в объединённом уголовном производстве №22022080000000027 от 1 марта 2022 года, открытом по ч. 1 ст. 438 Уголовного кодекса Украины. Производство касается, в частности, повреждения в результате обстрелов неустановленными лицами из числа военнослужащих вооружённых сил РФ и других военных формирований государства-агрессора коммунального учреждения «Васильевский историко-архитектурный музей-заповедник “Усадьба Попова”» Запорожского областного совета, а также похищения музейных экспонатов, принадлежащих Музейному фонду Украины.

Досудебное расследование в этом уголовном производстве осуществляет Следственное отделение УСБУ в Запорожской области.

«В соответствии со ст. 222 УПК Украины, подробные сведения досудебного расследования в настоящее время разглашению не подлежат», — отметила в ответе на запрос пресс-служба СБУ.

В Департаменте культуры, туризма, национальностей и религий указали, что не обращались в правоохранительные органы относительно фактов разграбления музейных ценностей “Усадьбы Попова”, поскольку руководство и сотрудники музея выехали на подконтрольную Украине территорию, а проверить информацию о возможном похищении сейчас невозможно.

В то же время в департаменте подчёркивают, что все имеющиеся данные передают в Главное следственное управление СБУ, которое осуществляет досудебное расследование, а также в Запорожскую областную прокуратуру, обеспечивающую процессуальное руководство в уголовных производствах относительно уничтожения или повреждения объектов культурного наследия на временно оккупированных территориях.

Оккупация Васильевки угрожает культурному наследию «Усадьбы Попова»

На территории «Усадьбы Попова» хранилось более 6,5 тысяч экспонатов, все они внесены в фондово-учётную документацию.
Согласно Положению о Музейном фонде Украины (Постановление КМУ от 20 июля 2000 г. № 1147 с изменениями), учётные документы оформляются исключительно в рукописной форме. Копии книг поступлений могут храниться в электронном виде только при условии полной идентичности с рукописным вариантом.

В соответствии с приказом Министерства культуры Украины от 5 ноября 2014 года № 943, в 2015 году было осуществлено цифровое фотокопирование книг поступлений основного фонда, инвентарных книг и специальных инвентарных книг коммунальных музеев Запорожской области. Электронные носители хранятся в определённом Министерством месте, тогда как фондово-учётная документация хранится исключительно в музее.

Таким образом, все музейные ценности и их точный перечень, которые сохранялись на территории историко-архитектурного музея до начала полномасштабного вторжения, сейчас находятся на временно оккупированной территории.

В.о директора історико-архітектурний музей-заповідник «Садиба Попова» Валерій Стойчев. Фото: Inform.zp.ua

И.о. директора КЗ «Васильевский историко-архитектурный музей-заповедник “Усадьба Попова”» Валерий Стойчев подчёркивает, что каждый экспонат, состоящий на учёте, является ценным.

«Если бы они не имели исторической ценности, их бы просто не взяли на учёт», — отмечает он.

«Но если говорить о чём-то особенном… Например, это могли быть предметы из драгоценных металлов, медали, документы. Для меня как исследователя, не только как директора, чрезвычайно важными были документы, связанные с семьёй Поповых. Например, оригинал зарубежного паспорта Василия Павловича Попова, который мы в своё время нашли и с помощью меценатов приобрели, после чего передали в фондовую коллекцию музея-заповедника.

Так же важны письма семьи Сергеевых, которые работали в имении Поповых и позже жили на территории Васильевки. Их документы семья передала в нашу коллекцию. Есть оригиналы фотографий дворцового комплекса — работы местного фотографа, учителя черчения, который жил и работал здесь.

Эти документы и фотографии собирали по всей Васильевке, их передавали бывшие сотрудники и потомки семей, связанных с имением. Это важная часть фотодокументального наследия», — подчёркивает Стойчев.

Он также отметил, что с 2014 года удалось собрать материалы для двух залов визуальной истории, а старинные открытки приобретались у частных коллекционеров.

«Усадьба является не только архитектурным объектом, но и частью культурной памяти — здесь формировалась история местной общины, сохранились материальные свидетельства жизни и деятельности нескольких поколений владельцев и работников имения», — добавил историк.

Нереализованная эвакуация: что помешало вывезти музейные ценности

Согласно постановлению КМУ от 30 октября 2013 года, эвакуация культурных ценностей и сотрудников музейных учреждений, в том числе «Усадьбы Попова», должна была проводиться в случае угрозы чрезвычайных ситуаций. Музей имел перечень первоочередных объектов для эвакуации, а также проводил обучение.

«К сожалению, стремительная оккупация г. Васильевка не дала возможности осуществить эвакуацию. Российские войска начали захват города после массированных обстрелов 1 марта 2022 года, и город оказался под временной оккупацией», — сообщил Департамент культуры, туризма, национальностей и религий.

Однако Валерий Стойчев частично не согласен с этим:

«Что касается эвакуации — знаю, что многие коммунальные учреждения даже после 12 марта, когда появились первые блокпосты, вывозили компьютеры и бухгалтерскую документацию».

По словам и.о. директора «Усадьбы Попова», в 2021 году дважды в год проводились учения и мероприятия по фасовке и определению первоочередных экспонатов для эвакуации. В августе того же года учреждение получило грузовой автомобиль «ГАЗель», также были служебный легковой автомобиль, прицеп и заготовлено около 700 литров топлива. Все сотрудники проходили соответствующие тренинги.

Бесперспективные перспективы

Поскольку историко-архитектурный музей-заповедник «Усадьба Попова» находится на временно оккупированной территории, сейчас невозможно установить точную сумму ущерба от обстрелов или выяснить, были ли похищены россиянами экспонаты комплекса.

«Перечень похищенных музейных ценностей и размер нанесённого ущерба можно будет установить только после деоккупации территории и проведения полной сверки фондов с учётной документацией», — сообщает департамент.

На пропагандистских ресурсах ТАСС и ZOV Запорожье периодически появляются новости о приезде «известных» российских актёров в «Усадьбу Попова» или о том, что замок Попова собираются «спасать», где публикуются фото и видео с территории комплекса.

Судя по снимкам, музей находится в удовлетворительном состоянии, однако состояние музейных ценностей можно будет определить только после деоккупации.

На вопрос, считает ли Валерий Стойчев возможным получить компенсацию за обстрел и разграбление музейных ценностей (если суд это подтвердит, прим. авт.) в музее Попова, он ответил так:

«Знаете, примером восстановления и компенсации являются случаи после Второй мировой войны — прошло уже 80 лет. Вы не поверите, но Германия выплачивает компенсации частным коллекционерам и их потомкам за повреждённое имущество.

Даже в этом году были интересные случаи: музейные коллекции, которые официально считались утраченными, случайно обнаружили при продаже дома одного из бывших нацистских чиновников. В доме находились картины, которые по официальным каталогам считались уничтоженными во время войны — в 1945 году, когда бомбила английская авиация.

То есть официально они были уничтожены, но благодаря наличию каталогов в Европе эти экспонаты до сих пор считаются в розыске. Пока их не найдут или не подтвердят, они остаются «в розыске» — навечно, можно сказать.

И вот прошло уже 80 лет, и оказывается, что потомки нацистских преступников пользовались этим имуществом, скрывали его, а теперь оно возвращается законным владельцам».

Автора: Оксана Щербина, Эрык Брынза


Цей журналістський матеріал створено в рамках проєкту «Важлива інформація для місцевих громад в Україні», реалізованого Fondation Hirondelle та IRMI за підтримки Swiss Solidarity. Висловлені думки належать винятково автору.



Exit mobile version