Народні депутати після обрання зітхнули з полегшенням – закінчилися безкінечні зустрічі з людьми, які всі щось хотіли, на щось скаржилися, вимагали. В той же час виборці сподіваються, що нарешті їх депутат прийняв присягу і як справжній слуга народу почне виконувати обіцянки. Центром комунікацій повинні стати депутатські приймальні. Частина нардепів від Запорізького регіону вже їх відкрили.
З чим можна йти до депутатів в такі приймальні та що в силах депутатів вирішити з місцевих проблем? – Inform.zp.ua розповів Роман Пятигорець – голова Комітету виборців України в Запорізькій області.
-Що ж таке депутатська приймальня, і з чим туди повинен і може йти виборець?
У людей существует правовая неграмотность. Все ошибочно думали, что Порошенко виноват в том, что не убирают мусор во дворах, что разбитая дорога. На самом деле это задачи местного самоуправления, мэра. Теперь эти проблемы «понесут» в новые депутатские приемные. Обычные люди в приемных не просят рабочие места, они не просят экономический климат, который бы здесь создал условия для экономического роста благосостояния граждан. Просили и будут просить решения конкретных проблем.
Раньше было удобно иметь депутата-мажоритарщика, он должен был дать правильный «пас». Если приходит бабушка, которой отменили субсидию, и она не знает, что ей делать. Что делает приёмная народного депутата? Юрист ещё раз пересматривает, пишет запрос в пенсионный фонд, в другие инстанции, по сути, он менеджирует проблемы своего округа, своего региона, своего избирателя. У людей есть ошибочное мнение, что депутаты могут дать финансовую помощь. Это не так.
– Новообрані депутати вже звертались до виборців, що у них немає тих фінансових ресурсів, як у попередників, аби робити адресну допомогу, просто в них немає на це коштів, а держава на це не виділяє додаткові депутатські фонди. Повертаючись до приймалень, хто там працює? Деякі запорізькі депутати на своїх сторінках в соцмережах звернулися до тих, хто хотів би там працювати, але ж за невеличку зарплату.
В общественной приёмной должно присутствовать минимум 3 профессиональных юриста по направлениям. Давайте возьмём рынок труда. За сколько мы можем нанять профессионального юриста, который адекватно может обрабатывать большие потоки информации? Этот человек заявит себе мотивацию в 10 тыс. грн. За маленькую зарплату пойдут работать профессионалы?
– Тобто Ви передбачаєте кадровий голод?
Уже сейчас я вижу недовольство людей, что они не получили сразу же всего, чего хотели. Они уже пишут на Фейсбуке посты, что «Слуги народа» такие же, как команда Порошенко. Наше общество не сильно анализирует, как работает экономический базис, поэтому у нас такое отношение. В отличие от народных депутатов Верховной Рады у депутатов местных советов есть свои фонды, материальную помощь они могут выписывать официально.
– То з якими питаннями виборці зможуть піти до запорізьких депутатів? Які місцеві проблеми зможе вирішити депутат-мажоритарник?
Они могут писать депутатский запрос конкретно в тот департамент, который за это отвечает. Если у человека течёт крыша, он живёт на 5-м этаже. Депутат может обратиться в то управление, которое занимается этим вопросом. А управление откажет избирателю, скажет создавать ОСМД или самим латать свою крышу, у них сейчас на это денег нет.
– Тобто немає в законодавстві прописаного чіткого значення, з якими питаннями можна йти до народного депутата?
Абсолютно верно. У нас народный депутат так и остался, как говорится «вот приедет барин, барин нас рассудит». Мы всё равно ментальностью своей продолжаем жить в модели патернализма.
– Чи Ви звернули увагу, депутати-мажоритарники, які вже відпрацювали скликання або більше, які глобальні питання вони вирішили, які не стосувалися їх обов’язків, але все ж таки можливо вони спонукали місцеву владу до дій?
Обращу внимание на другой момент. Если взять городских мажоритарщиков, к примеру, от фракции «Европейская солидарность» или «Батьківщини», не забывайте, что у них есть фракции в городском и областном советах. Они очень много вопросов могут перераспределять на местных депутатов, и там может проводиться определённая работа.
В целом у депутатов были, так называемые, субвенции Кабмина – это денежные средства, выделяемые в размерах 5 млн. грн. Насколько я помню по отчётам, кто-то покупал компьютерные классы, кто-то ремонтировал целые кварталы, утеплял, стеклил и т.п. Мажоритарная система – это огромный плюс даже для местных громад, потому что эти 5 млн. грн., которые выделялись мажоритарщику, они все уходили в развитие. Это не в руке чемодан с деньгами дали, это просто бумага, на которой написано «5 млн. грн.», и они (деньги) где-то в казначействе. Народный депутат приходит к мэру и говорит: «Примите, пожалуйста, на сессии. Хочу отремонтировать школу №28, 5 млн. грн. вложить в капитальный ремонт. Сделать там супер современные 4 класса. Хочу получить от Вас разрешение». Проголосовали за разрешение, и дальше город уже сам ищет подрядчика, проводит конкурсы. Народный депутат к этому не имеет никакого отношения. Это опять-таки рассеивает ту «зраду», что якобы нардепы эти миллионы брали и себе по карманам распихивали.
– Чи правильно розумію, що з’являється зараз така ситуація: партія «Слуга народу» зайшла до парламенту, у них найбільша фракція. Але на місцях немає підтримки в міських та обласних радах. Якщо раніше до депутатської приймальні надходили якісь запити, і цей центр комунікації міг перенаправити запит на свою фракцію в міськраду, зараз цього не буде. І цей центр комунікації залишається єдиний, сам по собі?
Неважно даже то, что у них нет депутатов в местных советах, они снова включат старую песню о том, что у них всё плохо, потому что они ещё местные выборы не выиграли, им нужны мэры всех городов и только тогда мы заживём как люди. Неприкосновенность с депутатов сейчас снимают, чтобы их «обнулить». Президент старается максимально под себя «поджать» парламент. Почему их хотят сократить до 300, уже слышал новую фишку – 150 депутатов на всю страну? Потому что, получая полную власть, президенту невыгодно иметь огромный инструментарий.
-Депутатська приймальна повинна бути тільки у депутата-мажоритарника чи їх відкривають і партійні осередки?
Дело в том, что если у партии есть мощные ломы среди депутатов, им отдают кураторство по регионам. Ты можешь быть «списочником», но ты можешь быть куратором в регионе. Допустим, закрепили Полтавскую область за кем-то, нардеп, несмотря на то, что списочник, выезжает туда и ведёт работу с избирателями.
– З попереднього досвіду саме через приймальню можна побачити зв’язок народного депутата з бізнесом. Напевно пам’ятаєте розкручене розслідування стосовно Новинського, коли його приймальня була поряд з його бізнесом. Чи Ви бачите зв’язок новообраних народних депутатів з бізнесом, я маю на увазі саме від Запорізького регіону? Кого з ким? Ми можемо говорити про прізвища або хоча б сфери бізнесу?
На сегодняшний момент из тех депутатов, которые прошли, у меня аффилирован только 1 человек, который прошёл по 74-му округу. Понятно, что если он директор ДС «Юность», он аффилирован с Богуслаевым. Раньше Новинский делала это, потому что табличка «приёмная» была иммунитетом. Полиция не могла ворваться туда, это собственность народного депутата. Была неприкосновенность его офиса, там не могли маски-шоу проводиться. Сейчас сняли неприкосновенность.
– Мажоритарники. Робота в Києві – це тільки третина їх діяльності, тобто 2/3 вони повинні перебувати в регіоні, від якого вони обрані. Коли ми побачимо мажоритарників в Запоріжжі та Запорізькій області?
Не готов ответить, потому что даже не знаю, где приёмные всех народных депутатов. Так как у нас сейчас готовится проект «Країна в смартфоні», а «Слуги» у нас достаточно диджитализированы, я так думаю, что Гугл в помощь. Должны быть все их контактные данные, они должны быть очень досягаемы.
– Я саме про це хотіла запитати. Чи поступово не перейде приймальня народного депутата з приміщення якогось будинку до смартфону кожного? Тому що зараз саме так більшість молоді спілкується з новообраними депутатами, якщо їх щось цікавить, вони краще напишуть через соцмережі.
Смартфон – это классная штука. Зеленский доказал, что на сегодняшний день это та технология, которую перебить невозможно. Любая идея настолько растаргетирована, что она точно достигает масс. Диджитализация у нас скоро обгонит ТВ. Молодежь, как правило, просто сеет проблемы и они очень лаконичны в своих высказываниях. Они могут поинтересоваться, где стипендия в 300 евро и где рабочие места. А приёмная – это бабушка, которая приходит на приём с конкретной проблемой, с конкретными документами.
-Ви ведете до того, що неможливо депутатську приймальну перенести з приміщення до смартфону?
Абсолютно верно.
-Ще 2 цікавих моменти стосовно роботи новообраної Верховної Ради. Це запорізьке лобі, яке з’явилося досить потужне як в уряді, так і в комітетах. Як Ви його оцінюєте? Наскільки воно має якісний потенціал? І друге питання стосується роботи новообраних мажоритарників з місцевою владою. Ми знаємо, що місцева влада балотувалася також в парламент. Чи зараз не буде того конфлікту між депутатами та місцевою владою?
Лобби запорожское… Сколько бы депутатов там не было, оно определяется совершенно другим форматом. У нас никогда не было своего запорожского клана. Мы никогда не могли его сформировать, потому что денег у нас на это не было. Посмотрите на Днепр, мы через забор живём, у нас заводов столько же, почти миллионный мегаполис. Но мы живём бедно, потому что клан определяет тот крупный бизнес, который объединяется ради достижения цели. У нас такого нет. У нас в любом объединении кто-то первый на следующий же день бежит и сливает конкурентам информацию. Сейчас у нас 2 градообразующих предприятия – их собственники Богуслаев и Ахметов, которые действительно здесь держат основной пакет рабочих мест, поступлений в бюджет. Они как раз и пытались делегировать в парламент себя, своих людей, чтобы что-то лоббировать. Честно сказать, я себе слабо представляю, чтобы они к «Слугам народа» обратились с какой-то просьбой. На любые переговоры нужно идти с жёсткими аргументами. Когда ты выиграл округ и ты сам пробитый жизнью бизнесмен, «подпоясан» местными СМИ, ты можешь идти к Ахметову и разговаривать. Когда ты выиграл и тебе в Трускавце сказали: «Ребята, Вы – никто», Ахметов сам не будет с этими людьми общаться. Тем более есть облизывающийся на империю Ахметова Коломойский. Если он даст команду уничтожать их, они начнут их уничтожать. И как бы не договорились на самом примитивном уровне, что дадут денег им за поддержку, даже если это всё произойдёт, народные депутаты не решают никакие вопросы. Вот и правда жизни.
-Ваші прогнози стосовно нової Верховної Ради. Ми вже побачили знаття недоторканості. Що далі? Чого ще чекати такого, на що є і запит суспільства і що корисне буде для жителів України?
Запрос общества у нас один: я должен после работы приехать домой, хочу машину бросить на красивом паркинге возле подъезда. У меня есть сигнализация, но я хочу просто хлопнуть дверцей и оставить машину с открытыми окнами. Утром выйти и чтоб у меня ничего не пропало. Хочу, чтобы у меня были чистые улицы, подъезды, разбиты палисадники. Хочу вообще не думать о сборах в фонды классов и школы, на что сдать, на что не сдать. У меня должна быть одна мысль – где бы в банке взять денег и работать на себя. Мы с женой работаем, у нас машины, ребёнок ходит в школу, одет, обут. Моя мать-пенсионерка позвонила мне, она сейчас в турне по миру, с пенсии собирала 3 месяца, сейчас поехала и по всей Адриатике катается. Вот это мечта! Прикосновенны народные депутаты, неприкосновенны, сделайте так, чтоб люди хорошо жили!
– Ви про мрії, а я про реальність. Чого чекати? Недоторканність – це вже реальність. Що ще з реального?
Я вообще не хочу неприкосновенность брать за победу. Для меня неприкосновенность – это внутрипартийная дисциплина для слуг народа. Следующие голосования будут по рынку земли, который сейчас очень дискуссионный. Непонятно, что дальше делать с пенсионной реформой. Аваков предлагает легалайз каннабиса, Зеленский – легалайз игорного бизнеса. Я не считаю легализацией игорного бизнеса постройку лакшери казино в гостинице. Лучше уберите, так называемые, «козлодёрки», которые стоят на проспекте каждые 100 метров. Их надо легализовать. Это пытались сделать ещё в 2014 году, но все начали протестовать. А игорный бизнес (на минуточку) 5,5 млрд. грн. приносит в бюджет.
– Ми вже почули продаж землі, легалізацію грального бізнесу. Що ще? Підвищення пенсій – під питанням. Підвищення зарплат депутатам – під питанням. Підвищення зарплат бюджетникам?
Я хотел бы затронуть тему инвестиционной привлекательности нашей страны. Нам архиважны рабочие места и адекватная зарплата. Не надо регулятору опускать цены на молочку, хлеб и бензин. Рынок должен быть рынком. Это как музей эталонов, если стоит килограмм никеля на Лондонской бирже, его нельзя продать в 2 раза дешевле в Украине, это мировая цена. Дайте нам зарплаты. Если бы у Вас, как у журналиста, была зарплата тут в 30 тыс. грн., как у народного депутата, уверен, что вопрос на бытовом уровне не возникал бы о том, сколько стоит хлеб или что клубника «золотая» за 40 грн./кг.
Вас должен на этот уровень поднять рост экономики. Формула очень проста. Не запустив экономику, мы можем о некоторых моментах только мечтать.