Мы в соцсетях
INFORM.ZP.UA – это информационный портал и сайт новостей города Запорожья. Каждый день мы рассказываем главные и свежие новости политики, экономики, культуры, криминал, происшествия, спорта Запорожья и Украины. Фото и видео репортажи за сегодня. Онлайн актуальные и последние новости Запорожья и Запорожской области за день. Информация и персоны Запорожья. INFORM.ZP.UA публикует статьи запорожских журналистов, расследования и честную аналитику. Мы очень ценим наших читателей и отбираем и размещаем для них самую важную информацию о событиях города Запорожья и области.
----:--
Мы в соцсетях
Головна » Общество » Здоровье » Вода в Украине и Европе: хлорированные помои или живительный эталон?

Вода в Украине и Европе: хлорированные помои или живительный эталон?

Вода в Украине и Европе: хлорированные помои или живительный эталон?

Вода – самая важная в жизни для каждого из нас. От ее качества зависит здоровье и долголетие. Днепр – главная украинская водная артерия. Запорожье пьет из него воду, а именно на этой реке находятся 50 крупных промышленных центров, 4 атомные электростанции, десятки тысяч промышленных предприятий. Все они берут воду и сбрасывают обратно промышленные и канализационные отходы.

Источники питьевого водоснабжения должны быть надежно защищены от загрязнений согласно европейским требованиям, которых Украина должна придерживаться после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.

Что же делается для обеспечения надлежащего качества питьевой воды? Ответы на эти непростые вопросы знает эксперт Андрей Елькин – директор запорожской общественной организации «Мама-86.Запорожье». Это отделение Всеукраинской экологической организация, которая начала работать после Чернобыльской трагедии. С тех пор она является одной из самых влиятельных и известных во всём мире украинских экологических общественных организаций.

  Украина ориентируется на показатели, которые действуют в странах Европейского Союза. Там установлены очень высокие требования, безупречно работают инспекция и другие органы надзора за соблюдением стандартов. В странах ЕС стандарты практически полностью идентичны рекомендациям Всемирной организации здравоохранения. Например, во Франции, Финляндии, Германии, Австрии все пьют воду из-под крана, то есть сырой. И даже детям её дают без всякого страха. Такая чистая вода – достижение в этой сфере и предмет национальной гордости. Вода должна быть полностью безопасна для здоровья. Не должно быть никаких примесей, опасных веществ – органических, неорганических. В этих странах проводится очень серьёзный мониторинг качества питьевой воды, и она отслеживается по очень большому количеству показателей. В Украине, к сожалению, с этим большие проблемы. Всем известно, что мораторий на проверки продлён в январе 2018 года. То есть сегодня мы не можем осуществлять плановые и неплановые проверки предприятий, которые обеспечивают эти услуги. В европейских странах государство устанавливает и контролирует стандарты качества воды. Она обрабатывается озоном, проходит через песчаные, угольные фильтры, а для сохранения водопроводной системы там применяется ортофосфатная кислота, которая покрывает плёнкой трубы изнутри. Скажем, в Америке регулируются 53 органических вещества, в Украине – всего лишь пять (!). Сравните: 53 и 5. То есть сегодня мы не можем говорить о каком-то контроле, мы не видим ясной картины, какую воду имеем. По вкусовым признакам, по запаху, по всяческим примесям, которые наблюдаются просто визуально, можем говорить, что у нас с питьевой водой большие проблемы. Мы не можем гарантировать населению, потребителям, что они без вреда для себя могут пить такую воду.

— Я правильно понимаю: сейчас вообще не контролируется качество воды, поскольку действует мораторий?

— Можно сказать так. Сам “Водоканал”, конечно, говорит, что контролирует качество питьевой воды, что она соответствует саннормам. Но на самом деле даже неплановые проверки не осуществляются. Их должны проводить санэпидемслужбы, то есть те органы, которые профессионально готовы выполнять такую функцию, имеют соответствующие лаборатории и могут это делать в любой момент. На сегодняшний день мораторий продлён. Давайте посмотрим на Соглашение об ассоциации с ЕС: “водная” часть прописана во второй статье (363 об аппроксимации, 365 – о разработке экологической секторальной стратегии), где речь идёт о стратегии развития сектора качества воды и управлении водными ресурсами. По анализу понятно, что Украина не выполняет свои обязательства, в части мониторинга – в первую очередь. Не видим картины, не имеем возможности реально представить ситуацию, не можем разрабатывать какие-то планы и тем более прилагать стратегические усилия для достижения показателей качества питьевой воды. Если существует мораторий, то предприятие просто не пустит проверяющих. Придёт представитель общественности: “Хотим проверить, хотим взять пробы!” Перед ним просто закроют дверь…

Наша организация осуществляла проект «Обеспечения равного права на воду и санитарию» в течение 3-х лет. Он проводился при поддержке шведского агентства по международному развитию и сотрудничеству Sida. Естественно, мы системно проводили анализы воды – такой независимый мониторинг качества – и обнаруживали серьёзные проблемы. Проверяли по 23-м показателям. Но общественные организации не могут этого делать, потому что это очень дорого. Но даже если найдут средства, им скажут, что не имеете права проверять, поскольку действует мораторий.

— Как улучшить качество питьевой воды в Украине, если практически все «Водоканалы» – частные? Бизнес заинтересован в деньгах местных бюджетов, которые постоянно выделяются на поточные ремонты.

— Следует отметить, что в странах Европейского Союза тоже большая часть этих предприятий находится в частной собственности. Например, во Франции 75% водоснабжения и 50% канализаций в частных руках. Государство лишь устанавливает стандарты качества и контролирует их. Все заинтересованные стороны работают в своём направлении. Частные предприятия берут на себя обязательства соблюдать стандарты, пускать на свою территорию проверки в любой момент, и они боятся потерять лицензию, если вдруг будет обнаружено, что не соблюдаются какие-то стандарты, понимаете? Поэтому я считаю, что проблема не в том, что предприятие частное или государственное. Мы говорим о комплексном подходе: если система работает, отлажена, то любой частный предприниматель, частная организация заинтересованы вкладывать инвестиции для того, чтобы ремонтировать оборудование, за которое они отвечают. Никто не хочет потерять лицензию на деятельность. В странах ЕС эта система отлажена. Если говорить об Украине, то у государства катастрофически не хватает денег, идет поиск инвестиций, привлекается финансирование международных фондов. Ситуация катастрофическая. Сегодня в Запорожье 80% (а это несколько сот километров) водопроводной инфраструктуры нуждается в немедленной замене. Всё пришло практически в негодность, работает кое-как, отсюда и качество воды.

Запорожский “Водоканал” говорит, что на выходе нормальная вода, просто проходя через километры труб, насыщается опасными веществами до такой степени, что наша общественная организация потребителю не советует пить сырую воду. Обязательно пользуйтесь безопасной водой, находите ресурсы, чтобы пить качественную воду. Ну а то, что мы имеем в целом по Украине – это огромная, самая большая проблема. Бомба замедленного действия для здоровья нации!

Стандарти питної води

— Давайте проанализируем Запорожье: какие районы пьют самую чистую воду?

— Мы проводили мониторинг качества питьевой воды в разных точках, и в разных точках – совершенно разные показатели. Где-то плохая вода с точки зрения, например, содержания железа или окисляемости. Окисляемость, кстати, очень опасна, потому что с органикой она даёт хлорорганические соединения, которые вызывают раковые заболевания, заболевания мутагенного характера и так далее. Я сейчас не буду называть эти районы, потому что ситуация постоянно меняется.

В других местах – вода соответствовала нормам. Хотя, понимаете, 23 показателя – это не всё, что наша лаборатория санэпидемслужбы могла мерять. На самом деле в Европе меряют гораздо большее количество показателей. Мы отслеживали ситуацию в течение 2-х лет, систематически брали пробы, и в результате получались совершенно разные показатели. Так что, в разных районах даже Запорожья, не говоря уже обо всей области, могут быть совершенно разные показатели.

Опираясь на исследования, делаем вывод: вода плохая в целом. Именно поэтому не рекомендуем пить сырую. Кипячение убивает в воде вредные микроорганизмы, однако разрушает её структуру. Это не лучший вариант. Советуем нагревать воду не до 100, а до 90 градусов по Цельсию – так микробы погибнут, а физико-химическая структура изменится минимально. И ещё: если у Вас в чайнике осталась кипячёная вода, второй раз её ни в коем случае не используйте, лучше вылить. Полезной для организма является талая вода – по своей молекулярной структуре она близка к внутриклеточной воде организма человека, и поэтому если вы пьёте водопроводную воду, лучше предварительно её замораживать. Ну и самое главное, покупать воду, которая сертифицирована для питья и приготовления еды.

— Европейские требования качества питьевой воды касаются только водопроводной или и той, что продается в магазинах?

— Европейским законодательством предусмотрена и та, которая из крана, и любая другая. Там всё контролируется. Обращаю ваше внимание на директивы по питьевой воде – их 6. Это водно-рамочная директива, по питьевой воде, нитратная директива, а также по очистке городских сточных вод, по рискам затопления и по морской стратегии. Если большая часть этих директив будет комплексно реализована, мы сможем говорить о существенном улучшении качества питьевой воды.

— На модернизацию системы необходимы большие инвестиции. Предусмотрена ли финансовая поддержка тех глобальных процессов, которые предусмотрены Соглашением об ассоциации с ЕС?

— Европейский Союз максимально помогает Украине в решении всех этих вопросов. Можно приводить много примеров. Достаточно сказать, что 11 регионов было охвачено сетевым проектом обеспечения равного права на воду и санитарию. Наша организация реализовывала такие эффективные инструменты, как, план обеспечения безопасности воды. Мы убедились в эффективности этих инструментов. Это же инструмент Европейского бюро ВОЗ. Другой вопрос: как на государственном уровне в Украине расставляют приоритеты. Если Верховная Рада принимает решение о моратории, то понятно, что дело ограничивается декларированием, общими заявлениями. Мы – экспертное сообщество вынуждены констатировать, государство бездействует. Много вопросов и к местным властям. Например, знает ли запорожская мэрия и “Водоканал” о европейской директиве по воде – такой инструмент под названием “План обеспечения безопасности воды”?! Что они делают для внедрения? Что делается на местном уровне с точки зрения обеспечения качественной питьевой водой потребителя, и что делается для информирования потребителя о качестве воды, подаваемой из крана. Вопросы есть, ответов – нет. В рамках нашего проекта мы, например, создали ассоциацию “Безпечну воду дітям”. В неё вошло 11 запорожских школ. Пока были ресурсы, мы проводили семинары, тренинги, чувствовали заинтересованность власти. Закончились ресурсы, и пропала ее активность. Я понимаю, сегодня много проблем у городских, областных властей, и вода уходит на второй план. Но вода – базовая ценность человека, это качество жизни, её продолжительность. В Украине эти показатели очень низкие. Страна стремится к европейским стандартам, но недостаточно декларировать. Нужно предпринимать шаги и опираться на профессиональные организации, которые занимались и занимаются на национальном, на региональном уровнях этими вопросами, опираться на наши разработки. Мы готовы к сотрудничеству, готовы предоставить все материалы.

— Пока нет взаимопонимания с местными властями?

— У власти не хватает ресурсов, квалифицированного персонала, денег, информации о законодательных рамках и технических возможностях. Сельские головы, директора школ, руководители лечебных учреждений не имеют представления, как управлять этим хозяйством. И повторюсь в десятый раз: продолжается мораторий на плановые и неплановые проверки на местах. Получается, что государство самоустранилось…

— Вода из-под крана небезопасна, а есть ли у Вас данные какую воду пьют дети в школах?

— Дети зачастую пьют воду из крана. В детских садиках нет, а вот в школах после физкультуры ребёнок может подбежать к крану и попить. Есть школы, в частности, №19, где организовано безопасное питьё для детей. Наверное, во всех школах есть точки, где выдаётся кипячёная вода. Учителями проводится разъяснительная работа, детям объясняют, что эту воду пить нельзя… Но детская психология другая: никто не сможет проконтролировать ребёнка, он подходит к крану и пьет, когда хочет. Во многих школах, я знаю, закупают питьевую воду, особенно в младших классах обеспечивается безопасный режим. А могут ли семьи обеспечивать своих детей такой безопасной водой? Еще один вопрос.

— В Украине  питьевая вода хлорируется, а в Европе?

— Нет, конечно. В том-то и дело. У нас с хлором связаны большие проблемы. Хлор опасный ингредиент в составе воды. Он может связываться с органическими веществами, тогда возникают очень опасные соединения. В странах Европейского Союза: Германии, Франции на очистных станциях вода обогащается кислородом, абсорбируется железо, марганец, используются технология озонирования. Там никакого хлора нет! Конечно, это дорогостоящая технология. Но озон безопасный, полностью убивает все болезнетворные микроорганизмы. Украина должна внедрять эти технологии. В частных случаях мы это уже делаем. Совместно с научно-производственным объединением “DIGIDROL” мы установили в упомянутых школах пилотное оборудование по озонированию воды. Вопрос «что пьют дети» для Украины серьёзная проблема.

— Сколько времени потребуется Украине для модернизации водопроводных систем? Когда сможем говорить о качественной питьевой воде в нашей стране?

— Если имплементируем все директивы, то однозначно придём к тем же технологиям водоочистки, которые имеются в ЕС. Мы стремимся к этому. Нужна модернизация всего оборудования, и, к сожалению, это очень и очень большие деньги. Есть календарный план имплементации европейских Директив. Наша страна взяла на себя обязательство придерживаться его. Если говорим, например, об имплементации директивы о питьевой воде, то до 2019 года должны быть разработаны все подзаконные акты, которые будут регламентировать внедрение новшеств. Кроме того Украина должна пересмотреть, усовершенствовать стандарты качества питьевой воды. Надо развивать системы мониторинга, и, конечно, должен быть разработан механизм доступа к информации потребителя. Он должен знать чётко, что ему предоставляется, за что он платит. Если этого не будет сделано, то о каком качестве питьевой воды можно говорить. Если всё-таки удастся реализовать план действий, то рассчитываем на качественные изменения. Сроки прописаны: 2019, 2020, 2022 год. Времени осталось очень мало для того, чтобы принимать решения и действовать в соответствии со взятыми обязательствами.

— Украина относится к странам малообеспеченных водой. Это для меня было открытием. Всегда считала наоборот. Оказывается, украинцы и европейцы пьют разную воду. Мы из поверхностных источников, а в странах Европы и в целом большинство людей в мире – подземных. Мы свои быстро исчерпываем, и назревает настоящая проблема питьевой воды национального масштаба…

— В Украине проблемное обеспечение питьевой водой в географическом неравенстве по доступу. Если взять Запорожский регион: в областном центре есть Днепр, в отдаленых районах – нет рек, приходится воду доставлять, для этого нужны средства, транспорт. Поэтому действительно Украина – страна, которая плохо обеспечена водой.

Если говорить о качестве, подземная вода – не обязательно чистая, она нуждается в очистке. Сверление скважин дорогостоящее мероприятие, поэтому иногда дешевле привозить воду. В разных регионах по-разному. Но в целом это серьёзная проблема. По результатам нашего проекта опубликованы исследования “Ситуація щодо забезпечення рівного права на воду та санітарію в Запорізькому регіоні”. В них собран анализ: по государственному управление для обеспечения доступа к воде, в том числе маргинальных групп, сокращение географического неравенства, а также насколько поддерживается экономическая целесообразность, то есть насколько доступны цены на услуги поставки и санитарии. Мы обнаружили, что такая неравность есть и что есть проблемы с оплатой и с санитарией. Если у людей долги за водоснабжение, их отключают и в результате это базовая ценность, о которой мы говорим, у таких семей отсутствует.

Отмечу, что ситуация по обеспечению равного права на воду и санитарию в Запорожском регионе приблизительно такая же, как и в тех 11-ти других регионах Украины, в которых проводили аналогичные исследования.

— На какие  страны  стоит ровняться? Чей опыт и механизм достижения цели Украина может взять как руководство к действию в стремлении обеспечить население качественной водой?

— Мы ориентируемся на страны, которые являются передовыми в этом смысле. У государств Восточной Европы также есть успехи. Рассуждаем позитивно: если кому-то удалось, то почему Украина не способна достигнуть высоких показателей? Мне кажется, нужно пересматривать политику государства, расставлять акценты, что важнее. Обратить внимание, что сегодня высокая заболеваемость, низкая продолжительность жизни в Украине. Надо проанализировать, от чего это зависит?! Наверное, от того, что мы пьём, едим, чем дышим. Можно ругать местные власти, предприятия, но все они ориентируются на высшее руководство. Всеукраинская конференция водоканалов, которая прошла в Запорожье, подтвердила: ничего не стоит на месте. Предпринимаются определённые шаги, люди делают то, что в их силах. Но необходим тот самый комплексный подход, который координируется сверху. Надо чтобы всё было поставлено на научную основу, чтобы в основе основ была так называемая концепция устойчивого развития. Ведь европейские страны согласовывают любые решения в первую очередь с этой концепцией. У нас не каждый депутат Верховной Рады знает и понимает, что вкладывается в это понятие – концепция устойчивого развития.

«Ця публікація була підготовлена в рамках проекту «Просування реформ в регіони» за сприяння Європейського Союзу (http://ec.europa.eu/europeaid). Зміст цієї публікації є виключною відповідальністю редакції і жодним чином не відображає точку зору Європейського Союзу.»