Мы в соцсетях
INFORM.ZP.UA – это информационный портал и сайт новостей города Запорожья. Каждый день мы рассказываем главные и свежие новости политики, экономики, культуры, криминал, происшествия, спорта Запорожья и Украины. Фото и видео репортажи за сегодня. Онлайн актуальные и последние новости Запорожья и Запорожской области за день. Информация и персоны Запорожья. INFORM.ZP.UA публикует статьи запорожских журналистов, расследования и честную аналитику. Мы очень ценим наших читателей и отбираем и размещаем для них самую важную информацию о событиях города Запорожья и области.
----:--
Мы в соцсетях
Головна » Общество » LIFESTYLE » Гендерные стереотипы в Украине и борьба с ними

Гендерные стереотипы в Украине и борьба с ними

Гендерные стереотипы в Украине и борьба с ними

Принцип не дискриминации является одной из главных основ права Европейского Союза. De jure он закреплен еще во времена образования ЕС. Подписание Соглашения об ассоциации обязали и Украину по другому посмотреть на права мужчин и женщин в нашей стране. А главное – законодательно закрепить преодоления дискриминации во всех ее формах и проявлениях. Интересно, что борьба за равные права в рамках сотрудничества с ЕС началась еще до подписания Соглашения. План по либерализации визового режима стал первым документом, в котором нашей стране рекомендовалось придерживаться принципа не дискриминации. В самом Соглашении он закреплен в главе «Сотрудничество в области занятости, социальной политики и равных возможностей».

Что выполнила Украина из своих гендерных обязательств? Ответы искали вместе с экспертом Тамарой Огородовой – главой БФ «Єдність за майбутнє» и руководителем проекта «Продвижение женщин в политику и борьба с гендерными стереотипами».

– Не все выполнено из гендерных обязательств! Если говорить о Стамбульской конвенции, она давно находится в Верховной Раде и до сих пор не ратифицирована, не может пройти одобрение. Сегодня для того, чтобы выполнить требования Европы, начинают принимать соответствующие законы. Весь мир соглашается: приоритеты – это борьба с гендерно обусловленным насилием, борьба с семейным насилием. Потому что в семье растут дети, и если они становятся свидетелями семейного насилия, из них вырастают насильники или жертвы. Здоровый человек – здоровый член общества не может вырасти в такой семье. Для того, чтобы мы меньше тратили денег на тюрьмы, на людей с больной психикой , необходимо заботится об этом сегодня. И адаптировать украинское законодательство к европейскому.  До сегодняшнего дня наши законы были очень и очень слабыми в отношении гендерно обусловленного и семейного насилия.

Стамбульская конвенция – первый документ в Европе, которым применяется комплексный подход к борьбе с насилием в отношении женщин. Украина одной из первых подписала ее в 2011 году, хотя до сих пор не ратифицировала этот важный международный документ. Ее принятие -обязательство Украины для членства в Совете Европы.

Кого в нашей стране нужно больше защищать женщин или мужчин?

  – В большей степени страдают, конечно, женщины. В силу того, что они слабее физически. Поэтому семейное насилие в отношении женщин проявляется больше. Но я считаю, что защищать нужно и мужчин. На сегодняшний день гендерные стереотипы, то есть что должен делать мужчина, что должна делать женщина остаются устойчивыми. Безусловно, мужчины требуют защиты. Сейчас суд, если определяет с кем остается ребенок после развода, скорее оставит ребенка с матерью, чем отдаст его отцу. Даже если мама не совсем себя хорошо ведет и не в должной степени ухаживает за ребенком. Плюс больничные листы крайне негативно воспринимаются от мужчины, если он занимается ребенком, а женщина строит карьеру.

Кардинальное отличие украинских и европейских мужчин – уход за детьми после рождения. Для меня было открытием в Германии, там мужчины часто идут в декретный отпуск по уходу за младенцем, а мамы выходят на работу. Украинские мужчины категоричны – дома должна сидеть жена.

–  Европейское общество более развитое. Гендерные стереотипы уходят на второй план, когда и мужчина, и женщина зарабатывают одинаково. У них нет такого расслоения общества, как у нас. В Украине есть бюджетники – учителя, врачи – на 70 % это женщины. В шахтах, на металлургических заводах – в основном работают мужчины. Сравним их доходы… В промышленности зарплаты выше. Бюджетная сфера сидит на очень и очень низких зарплатах. Таким образом появляется экономическая зависимость женщин. И начинает формироваться гендерные стереотипы. А если в мужчине заложено превосходство: кто зарабатывает, тот заказывает музыку… Так формируются семейные взаимоотношения, которые потом накладываются на развитие общества и общественные процессы. В Европе экономический уровень достаточно высок, и женщина может сама себя обеспечить и в меньшей степени зависеть от мужчины. Таким образом,  сформировались другие подходы.

Если я правильно понимаю, от экономического благосостояния человека зависит его восприятие самого себя и окружающих…

– Да, во многом. Я сама по образованию экономист-финансист, поэтому я понимаю, такая экономическая составляющая во многом накладывает отпечаток на взаимоотношения.

Социальное сознание украинцев должно расти, как и экономическое благосостояние. Поговорим о тех законах, которые были приняты в декабре и что они за собой влекут?

– В Украине криминализировали семейное насилие и ужесточили наказание за него. Верховная Рада приняла законопроект 4952 и 5294, последний закон о предотвращении и противодействии домашнему насилию. Ряд законодательных актов, направленных на борьбу с гендерно обусловленном и семейным насилием, у нас не действовали. В силу того, что насильник – человек, который в семье терроризировал женщину или ребенка, продолжал оставаться в семье, его не могли привлечь к уголовной ответственности. Это были какие-то административные штрафы, перевоспитание, но уголовной ответственности он не нес. Я вспоминаю то время, когда будучи начальников городского управления труда и социальной зашиты, в 2002 году организовывала женский кризисный центр. Тогда один из руководителей городской милиции сказал: «Ну что такого, мужчина ударил женщину? Они сегодня поссорились – завтра помирились. У нас есть бандитские разборки, убийства и т.д.» Я ответила: наверное, статистика убийств на основе семейного насилия она намного больше, чем эти бандитские разборки?! Он согласился, что если человека довели до отчаяния, то очень часто на бытовой почве бывают ранения, убийства. Сейчас законодательство очень жестко меняется по отношению к тому человеку, который совершил насилие. Сегодня в новом законе это будет уголовная ответственность, мужчина уже задумается поднимать ли руку на ребенка или на жену.

Принятие данного закона – это адаптация украинского законодательства к европейскому. В Европе такое жесткое наказание насильников действует не первый год. У вас есть статистика, это снизило количество семейного насилия?

– Точных данных у меня нет, это нужно достаточно глобально смотреть. Хочу рассказать о тех примерах, которые я лично видела. Будучи на стажировке в Канаде, я изучала работу кризисного центра. Интересно, что если по факту семейного насилия женщина вызывает полицию, выезжает также социальный работник и психолог. И они определяют, может ли женщина с ребенком в этой ситуации оставаться дома или ее нужно забрать и поселить в кризисном центре. В тоже время с ее мужем, совершившим насилие, будут работать психологи, полиция. Там очень жесткое законодательство. Но даже там женщины говорили, а почему из семьи должны забирать женщину с ребенком, а в доме остается насильник… В законе, который принят у нас в Украине, есть такая фраза как «запрет находится на этой территории». То есть в квартире остается женщина с ребенком, а насильник не должен находиться в этой квартире. И это очень важно! И еще один момент: для тех, кто совершил насилие теперь существует ограничение в общении с ребенком. Работая заместителем председателя районной администрации, мы часто рассматривали вопросы общения отцов с детьми после развода. К примеру, ребенок маленький, поэтому общение происходит только в присутствии мамы. И тут начиналось психологическое насилие над женой, оскорбления. И ребенок при этом присутствовал, начинал плакать, истерики. Это тяжелая травматичная ситуация. Подчеркиваю, очень важно принятие этого закона.  Это случилось благодаря давлению Европейского Совета.

Можно предположить , что женщинам проще будет заявить о том насилии, которое они терпят. Сейчас большинство предпочитают молчать.

– Нужна работа с молодежью. Каждая молодая девушка, выходя замуж обязана понимать, когда в отношении нее совершается насилие, к примеру, психологическое, экономическое. Физическое насилие можно зафиксировать, есть синяк, а доказать психологическое насилие, когда здоровый мужчина оскорбляет физически слабую женщину, она не может ответить…

Или экономическое, когда женщине ограничивают средства, пока она сидит дома с малышом. При этом мужчина действует по принципу «хочу дам денег, не хочу – не дам». Поэтому давайте сделаем все, чтобы женщины были ознакомлены со своими правами. Обращаю внимание, многие женщины бояться заявить о семейном насилии, потому что опасаются остаться без средств существования. Опять мы возвращаемся к социально-экономической составляющей. Сколько девушек ищут богатых мужей, заранее понимая, что их будут содержать. Они не хотят получить образование… Поэтому настаиваю, работа должна начинаться с молодежи.

А сколько стереотипов в отношении мужчин?! Мужчина должен зарабатывать много денег. Нет, он должен, прежде всего, реализоваться, как личность. Сколько мужчин жертвуют своими талантами в стремлении заработать больше. Перспективный врач идет работать у доменной печи.  Мужчины хорошие воспитатели, но когда им воспитывать детей, они идут на тяжелую работу. У него может быть психически подавленное состояние, отсюда семейное насилие. Словом, стереотипы нужно разрушать.

Мы начали с защиты женщин, пришли – к необходимости защиты мужчин. Домашнее насилие мужчин касается в самом маленьком проценте, а вот здоровье – это серьезное направление в защите сильного пола.

– Мы побывали на научной конференции в Харьковском медицинском институте. Потрясающие данные. Профессора приводили примеры, как по разному мужчины и женщины болеют, как по разному воспринимают болезнь, по разному выздоравливают. В областях, где проводится гендерный анализ бюджета, 72% больных туберкулезом – мужчины. Почему-то же они больше подвержены этому заболеванию… На поверхности мы знаем, где оно может распространяться. И тем не менее такая ситуация требует анализа. Второе. Женщина под наблюдением гинеколога с момента полового созревания, в течение жизни она обязана проходить обследования. При этом скромно умалчиваем, что большая часть мужского населения Украины не может иметь детей. И это большая проблема. Наверное, с самого раннего детства мальчиков тоже должен осматривать врач. Должны быть какие-то обследования, которые дали бы возможность выявить проблему на ранней стадии и предотвратить.

Вопрос гендера украинцами воспринимается стереотипно: кто кому открывает дверь… А Вы показываете глубинные процессы формирования бюджета по принципу равного доступа, о которых многие даже не задумывались. Что в Запорожье делается в этом плане?

– Возьмем рейтинг, как международные организации оценивают уровень гендерного равенства в стране. Это социально-экономические показатели участия мужчин и женщин в здравоохранение, образование и в политических процессах. Потому что формирование власти и все, что от этой власти потом зависит, очень важно. И так, 4 показателя. Если проанализируем ситуацию в Запорожском регионе, то в образовании много программ, связанных с гендерным равенством. Подчеркиваю, гендерное равенство – это не только равноправие мужчин и женщин. В это понятие входит и доступ к образованию детей с инвалидностью – инклюзивное образование.

Неравность в доходах

Что касается здравоохранения, то во многих регионах реализуется очень большой проект «гендерное бюджетирование». В его рамках запорожская область работает уже два года, и к 2020 году он будет покрывать всю территорию Украины. Начинался он с 7 областей, где были взяты под анализ региональные программы по здравоохранению, по социальной защите и по образованию. И эти программы анализировались с точки зрения гендерного бюджетирования.  А именно доступ до этих программ мужчин и женщин, мальчиков и девочек, юношей и девушек. Здесь очень важна гендерная статистика. К сожалению, ни в одной области (в том числе и Запорожской),  таковой нет.

Мы провели тренинг по гендерному бюджетированию. Ряд депутатов вместе с финансистами сделали анализ этих программ. И все столкнулись с одним и тем же! К примеру, «40 осіб повинні отримати матеріальну допомогу». Что это за люди, сколько им лет, в чем нуждаются? Определено всем по 500 гривень. Может кому-то нужно 800, а кому-то можно и 300. Нет анализа, а это очень важная составляющая.

Семейное и гендерно ориентированное насилие – здесь работает Министерство социальной политики. И областной Департамент социальной защиты имеет свои программы. Другой вопрос, что, я считаю недостаточным финансирование этих программ. И в них недостаточно участвует местное самоуправление. Это однозначно! Вдумайтесь, иметь один приют на 14 мест в Запорожской области. И только сейчас в Бердянске появился еще один центр для женщин, которые терпят насилие от супругов. И то – благодаря международной поддержке. Этого очень мало.

А женщины в политике?! Мы, к сожалению, находимся на том же уровне, что и вся Украина. Количество женщин в областном совете, а там принимаются важные решения, всего 17%. Конечно же, они не могут влиять на те программы, которые принимаются.

Для сравнения в европейских странах, какое количество женщин во власти?

– В региональных парламентах (что-то вроде наших областных советов) от 30 до 40% женщин. На национальном уровне от 20до 30%. По рекомендациям ООН, на национальном уровне до 2015 года страны должны были достичь 30%, а на местном – до 50%. Это паритетная демократия. Мне очень нравится такое определение. «Паритетная демократия»  говорит о том, что общество развивается гармонично и это дает уйти от перекосов, которые у нас существовали до сих пор.

В одном из интервью действующий нардеп украинского парламента заявил: какая разница, кто будет принимать законы…

– Большая разница! Мы начали работать с межфракционной группой Вольнянского городского совета. Женщины, которые в него вошли, заинтересовались вопросом: почему ремонтируется только дорожное покрытие проезжей части, а тротуары? Там выбоины, ямы, во время обледенения люди падают, ломают ноги, руки. Другой пример, женщины на высоких каблуках или с детской коляской на этих ухабинах на тротуаре… Вот они и начали с простейшего: ремонт не только дороги, но и обязательный ремонт тротуаров. А освещение! Свет особенно на внутриквартальных улицах, во дворах делает более безопасным жизнь женщин и детей, которые возвращаются с работы или со школы… Часто привожу пример, когда в Акимовской районной раде принимали решение премировать 700 гривнами медицинских работников. В общей сложности на 700 тысяч. В тоже время район остро нуждался в аппарате для прослушивания сердцебиения ребенка у беременной женщины. Врачи не могут проводить такую же точную диагностику обычной трубкой. Поэтому зачастую теряют детей, жизнь матери оказывается в опасности. Стоимость такого аппарата  25 тысяч гривен. Так вот, благодаря женщинам из межфракционной группы, сегодня эта проблема решена: аппарат купили, и он уже в работе. Казалось бы, проблемы на поверхности, а зачастую их не замечают мужчины.

Все, что Вы говорите, подчеркивает, что первые шаги делаются, просто пока не виден результат. Чего ожидать Украине в ближайшие годы в рамках адаптации нашего законодательства к европейскому?      

– Украине нужно принимать все меры, которые предусмотрены Соглашением про Ассоциацию.

По сравнению с европейскими странами в нашей стране сохраняется низкий уровень гендерного баланса в политике и руководстве государственными и экономическими процессами. Адаптация украинского законодательства поможет украинским женщинам реализоваться. На сегодняшний день Украина теряет 20% своего национального валового продукта в результате дискриминации женщин, которые не участвуют в принятии решений. Огромная цифра экономических потерь, которые терпит наша страна из-за не участия женщин. Поэтому мы должны интенсивнее продвигаться по этому пути с учетом требований, предусмотренных Соглашением об Ассоциации. Чтобы не было так: 2005 году в запорожском областном совете зафиксировали 10% женщин, в 2010 – 15%, в 2017 – 17%. Если будем так двигаться, лет через десять достигнем 25%. Нужно всем активно работать и власти, и общественным организациям. Чтобы женщин в политике было больше, и чтобы женщина понимала, что политические вопросы требуют ее внимания. Женщины более прагматичны, они понимают, что их жизнь зависит не только от них лично, но и от тех условий, которые вокруг формируются. Женщина всегда отвечала за жизнь детей, за их безопасность, за стариков, за социальную сферу. В Украине 25 лет социальная сфера находится на последнем месте при принятии каких-то решений. Я думаю, если она будет выходить на более высокий уровень, многие проблемы решаться.

– На повестке дня Украины выполнение Директивы № 2004/113 / ЕС о недискриминации по признаку пола в доступе к товарам и услугам, Директивы № 2010/18 / ЕС о родительским отпуске и Директивы № 79/7 / ЕЭС о равенстве в социальном обеспечении. Хочется верить, что введение должности Правительственного уполномоченного по вопросам гендерной политики приведет к реальным сдвигам. В частности, увеличению количества гендерно-ориентированных государственных программ и обеспечит должное финансирование этих проектов.

Действительно гендерная составляющая в социальной политике стоит радом с такими глобальными вопросами, как экономика, международная торговля, транспорт. Это подтверждает Соглашение об Ассоциации с Европой. В тоже время в нашей стране наблюдается нехватка политической воли по реализации гендерных преобразований на уровне парламентариев, исполнительных органов и на уровне местной власти.

Выполнение взятых Украиной обязательств расширит возможности каждой женщины и усилит экономические позиции страны на международной арене, – уверят эксперты.  

«Ця публікація була підготовлена в рамках проекту «Просування реформ в регіони» за сприяння Європейського Союзу (http://ec.europa.eu/europeaid). Зміст цієї публікації є виключною відповідальністю редакції і жодним чином не відображає точку зору Європейського Союзу.»